Алекс Тарн. Бог не играет в кости

Алекс Тарн. Бог не играет в кости

  • М.: Русь-Олимп, 2006
  • Переплет, 348 с.
  • ISBN 5-9648-0077-7
  • 3000 экз.

Детектив с сюрпризом

Что можно ожидать увидеть в книге, аннотация к которой начинается словами: «Суперагент Берл получает новое задание…»? Стрельба, погони, шпионы, зашифрованные послания, черные очки, блондинка с шикарными ногами? Подобные произведения давно уже не вызывают восторга у придирчивого читателя. Эпоха классических интеллектуальных детективов, увы, окончилась, а приключения суперагентов и прочие остросюжетные истории такого рода лучше смотреть, чем читать, если только мы не имеем дело с шедевром жанра, который и в текстовом исполнении заставит зрителя-читателя трепетать. Ведь красота и ценность текста заключаются в стиле, в смысловой или философской стороне произведения. А зрелищность, визуальная экспрессия — все это гораздо удачнее может выразить видеоряд. Так что самое большое преимущество повести заключено в другом, а именно — в восьми «показаниях свидетелей», которые перемежаются с эпизодами про собственно Берла и компанию. Эти показания объединены общей функцией (раскрывают происхождение и историю предков одного из героев) и общей тематикой (жизнь евреев на территории Европы в годы Второй мировой войны). Восемь ich-erzählung’ов, с весьма удачной имитацией речи каждого персонажа (свинопас, комиссар Комитета Красного Креста, акушерка в Освенциме), эпизоды, подкупающие своей простотой и — вопиющим ужасом. Все они с разных точек зрения показывают нам один из самых мерзких сюжетов мировой истории. Именно они, незатейливые и пугающе откровенные, пробирают читателя до мозга костей, а вовсе не сцена, в которой вокруг поверженного Берла похаживает, поигрывая щипцами, верзила Отто — личный «костоправ» главного злодея. Вообще на фоне этих восьми диких (в хорошем смысле слова) этюдов общая линия романа, связанная с закупкой оружия, арабскими террористами и золотыми слитками, смотрится достаточно блекло. Вопрос оригинальности и познавательности сюжета оставляем в стороне. Одному это скука смертная, а кто-то оценит похождения бравого Берла как вполне занимательную историю. Кстати, сам Берл при внимательном рассмотрении не такой уж и «супер» — слишком часто он откровенно «лажает». На фоне боевой безукоризненности, божественной неуязвимости и технической сверхоснащенности тех же Джеймса Бонда и героев эпопеи «Миссия невыполнима» его трогательные ошибки выглядят как-то инфантильно. А что касается свидетелей, присутствующих на странном судебном заседании, то здесь автор оставляет читателю свободу интерпретации… Главный вопрос без ответа — кто такой «Ваша Честь»? Решайте сами, ибо сделать это несложно, если учесть, что один из свидетелей рассказывает свою историю, уже будучи мертвым.

Надежда Вартанян