Три сюжета о больших деньгах

ОКУПАЕМОСТЬ СПОРТА: ЭТО РАЗ

Футбольный клуб «Арсенал» объявил о результатах своей коммерческой деятельности за 2007 год. Прибыль клуба составила 40 миллионов фунтов стерлингов.
Это не слишком много. Ежегодные доходы мадридского «Реала» ныне порядка 250 миллионов евро. Немногим меньше зарабатывает «Манчестер Юнайтед». Другие «гранды» отстают, но и их навары исчиляются десятками миллионов. У рядовых западных клубов бухгалтерия поскромнее, но доходы все равно превышают расходы.
Доходы складываются из многих граф: спонсорские контракты, отчисления от продажи прав на телетрансляции, билеты, атрибутика, премии за победы.
Сами по себе спортивные результаты обеспечивают меньшую часть денежных потоков. Победитель Лиги — в том невозможном случае, если он по дороге к финалу выиграет все матчи, — может заработать 27 миллионов евро. В реальности все матчи никто не выигрывает, барыш победителя не превышает двадцати миллионов.
Напомню, что петербургский «Зенит» купил в текущем сезоне «под Лигу» португальского атакующего полузащитника Данни — за 30 миллионов евро. «Бомжи» не окупили бы эту сделку, даже забив «Ювентусу» и «Реалу» по восемь безответных мячей.
В Петербурге ныне можно услышать кощунственный по местным меркам вопрос: а прилично ли болеть за ТАКОЙ «Зенит»? Команду, которая, по устойчивым слухам, шла к прошлогоднему чемпионству под прикрытием «административного ресурса» одного газового гиганта. Команду, которая швыряется деньгами.
Вопрос, конечно, риторический: большинству болельщиков безразлично, как куются победы, а принципиальное меньшинство философски отвечает, что «Газпром» — заведение временное, а «Зенит» — на века.
Ответ может быть и другим: «Зенит» вовсе не одинок, в России практически весь спорт — не экономика, а пиар. Футбольные команды убыточны все без исключения, существуют милостью задорных купцов или тщеславных губернаторов. Примеров, когда после отставки губернатора летел в тартарары региональный футбол (баскетбол, хоккей, крикет), пруд пруди.
Есть, разумеется, объективные трудности, мешающие развитию спортивной российской экономики. Цены на билеты на «Ак Барс» при всем желании не задрать до уровня цен на «Нью-Йорк Рейнджерс»: нет у потенциального посетителя столько денег. Суммы телевизионных контрактов и непрозрачны, и малы, да и покупают российские первенства в основном российские телеканалы, в то время как, скажем, английскую футбольную Премьер-лигу смотрит весь мир.
Все это усугубляется причинами субъективными, «человеческим фактором». Логика экономики: пусть сегодня клуб не окупится, но нужно, во-первых, всеми разумными способами минимизировать убытки, а во-вторых — выстроить такую управленческую структуру, которая позволит окупиться завтра.
Увы, тем же самым губернаторам или президентам национальных республик, вроде Башкирии и Татарстана, ни к чему руководствоваться логикой экономики: деньги они берут не из собственного кармана, а из бюджета. «Рубину» 50 лет — какая, извините за выражение, экономика?! Надо выигрывать чемпионат. А выстраивать клуб на будущее, вкладываться в эффективную инфраструктуру — оно, во-первых, скучнее, чем получать медали и кубки, а во-вторых, неизвестно ведь, что будет завтра. Придут злые дядьки из ФСБ и национализируют клуб в свою пользу. Нефтяная труба лопнет, деньги в западных банках сохранятся, а волейбольный клуб с собой не увезешь. Так что зачем развивать, скажем, рынок атрибутики: пока он малодоходен, а «потом» может и не настать.
Так что, пока общество не будет уверено в завтрашнем дне, российская экономика обречена быть затратной.

ОТДОЕННЫЙ «АДИДАС»: ЭТО ДВА

Впрочем, как говорил Михаил Горбачев, «не будем нагнетать». Эффективные собственники в российском спорте потихоньку появляются (чаще всего ставится в пример принадлежащий Михаилу Прохорову баскетбольный ЦСКА и гендиректор этого клуба Андрей Ватутин), и примеры удачных административных решений все же встречаются. Вот, скажем, в сентябре Российский Футбольный Союз подписал с компанией «Адидас» спонсорский контракт на 100 миллионов долларов — до 2016 года. Помимо денежных знаков «Адидас» будет обеспечивать формой и прочими причиндалами сборные России всех уровней, а также будет отчислять пять процентов от продажи футболок. И выходы России в финальные турниры чемпионатов мира или Европы будут дополнительно премироваться.
У «Арсенала», правда, подобный контракт — 250 миллионов на 10 лет, а у «Барселоны» — и того круче: почти 200 на 5 лет. Но смотря с чем сравнивать! Клубы, во-первых, играют в 10 раз чаще, а во-вторых, предыдущий наш контракт, с «Найк», был меньше в 15 раз.
Причина такого взлета, честно сказать, в «гонке вооружений» между «Найк» и «Адидас». Спорт становится все более выгодной рекламной площадкой, цены растут сами, подобно маслятам в грибную погоду. Но, тем не менее, отечественные менеджеры часто ухитряются про… как бы сказать… проспать самые выгодные (не для себя, для страны!) предложения, а тут не проспали. Молодцы!

ТОРГОВЛЯ ЛИЦОМ: ЭТО ТРИ

Раньше мы не знали, сколько зарабатывают звезды. Теперь газеты и эфир полны сведениями о «50 самых богатых» и слухами о сумме контракта того или иного героя. Точные сведения и теперь скрываются, официально никем не подтверждено, что зарплата Аршавина 3 миллиона евро, но понятно, что она примерно такова или даже уже больше. Для большинства из нас такие цифры — чистая абстракция, что-то вроде расстояния до Марса: согласитесь, будь он втрое длиннее или в полтора раза короче, лично вам от этого ни жарко ни холодно. У Аршавина, конечно, много денег, но не завидовать же ему, в самом деле.
Впрочем, не так давно биатлонный комментатор Дмитрий Губерниев возмущался, что биатлонисты бегают и стреляют каждый день, а денег зарабатывают сильно меньше футболистов, которые играют раз-два в неделю. Нелепо, казалось бы, ставить богатство в прямую зависимость от затрат чистого труда, но мнение Губерниева тогда вызвало неожиданно широкую поддержку «простых болельщиков». Во всяком случае, в интернете.
Ушедшим летом футбольный мир взбудоражили слухи о возможном переходе Криштиану Роналду из «Манчестера» в «Реал». Мадридцы предлагали за смазливого португальца 100 миллионов евро, с личной зарплатой что-то вокруг 15. Можно представить, как разозлились любители биатлона.
В этой связи показательна заочная дискуссия, произошедшая на страницах (экранах) сайта «Спорт сегодня» между обозревателем Дмитрием Навошей и звездой белорусского футбола, игроком «Барселоны» (в прошлом году — «Арсенала») Александром Глебом.
Вот что пишет Навоша: «Начальная фаза трансферной саги Роналду застала меня в Непале — самой нефутбольной стране (178-е место в рейтинге ФИФА — ниже Палестины, Мальдив и Таити). И даже там я регулярно встречал лик Криштиану Роналду на рекламных постерах, а его имя — на футболках (пусть пока и нелицензионных) уличной пацанвы. Португалец является сегодня одним из самых узнаваемых футболистов мира — и игрокам, скажем, „Хетафе“, даже всем скопом, никогда сопоставимой известности не достичь. Предлагая за Роналду 100 миллионов, „Реал“ оценивает в эту сумму не только пару резвых ног и креативную голову. Он оценивает в эту сумму новую долю рынка, которую сумеет, в случае покупки, разом отхватить».
В общем, можно сравнить футбол, например, с кинематографом. Не факт, что Леонардо ди Каприо — хороший актер, но публика его любит, а потому гонорары его огромны. Зарплаты футболистов определяются законами шоу-бизнеса; и Навоша полагает, что они будут продолжать расти.
Вскоре на сайте появилась раздраженная заметка Александра Глеба о том, что «футбол перестает быть шоу-бизнесом» и самые дорогие состоявшиеся трансферы — например, переход защитника Алвеса из «Севильи» в «Барселону» за 32 миллиона — связаны не с «постерными» фамилиями, а с игроками, которые должны обеспечивать спортивный результат. Пафос этого сообщения совершенно понятен, но, конечно, с тем, что футбол не должен быть шоу-бизнесом, согласиться невозможно.
Футбол в частности и спорт вообще — не просто шоу-бизнес, а идеальный шоу-бизнес, поскольку в нем помимо профессионализма лучших продюсеров и стилистов действует и Его Величество Случай.
Футбольный матч лучше самого гениального фильма тем, что судья может совершить чудовищную ошибку, а Дель Пьеро — долбануть под перекладину из центрального круга.

Алан Казарин