В «Санкт-Петербургском Доме Книги» на Невском, 62 прошла презентация книги Артемия Троицкого “Back in the USSR”. О старых годах, новой книге, о том, что Артемий планирует, а что — нет,— обо всем этом он рассказал пришедшим.
Из зала: Что сподвигло?
Троицкий: Что сподвигло издательство «Амфора»?..
Из зала: Нет, не издательство, лично вас…
Троицкий: Я не помню что меня сподвигло. Я думаю что меня к этому делу принудили в общем-то англичане. Вы знаете есть такая подлая страна Великолибритания, которая давит наших шпионов, засылает своих, в общем ведет против нас такую целенаправленную подрывную работу. Вот в 86-м году один такой англичанин, главный редактор издательства “Omnibus Press”, начал сложную операцию, а именно: они меня нашли и, поскольку в то время случились перестройка и гласность, они решили, что самое время написать книгу о рок-музыке в Советском Союзе. Стали наводить справочки: а кто там есть, кто может написать такую книгу? Я уверен, что Коля Васин сделал бы это гораздо лучше чем я, но Коля Васин в то время в общем-то никак не прославился на ниве журналистики, к тому же английским языком, при всей своей любви к Джону Леннону не владеет абсолютно. Ну, а мне легко было им там сказать, типа «Да, конечно, дорогие сэры». Ну вот. Короче говоря, они меня подбили на эту самую штуку, тогда же книга была написана. Двадцать лет назад она вышла в Англии, (и потом еще в ряде стран капиталистического мира), а потом она вышла у нас. Она вышла и в Советском Союзе, в 90-м году в издательстве «Искусство», в слегка таком дополненном, немножечко подредактированном виде. Собственно говоря, советское издание 90-го года легло в основу вот этой книги. А почему именно издательство «Амфора» вдруг решило ее взять и переиздать — об этом я ничего не знаю. Это была их инициатива, я вообще это издательство до тех пор не знал, поскольку единственные книги, которые я читаю — это «Гарри Поттер»,— а это совсем другое издательство. Вот. Соблазнили они меня, естественно, длинным рублем, который никогда не может быть лишним в домашнем хозяйстве одинокого мужчины.
Из зала: Есть много легенд об увлечении Андропова и Косыгина роком. Это правда, или это легенды?
Троицкий: Как это ни странно, я могу ответить на этот вопрос. То есть, в принципе я ни с тем, ни с другим не дружил, но: одна из моих жен была внучкой Косыгина. Я был хиппи, она была хиппи, и о том, что она внучка Косыгина я узнал уже после того, как мы подали заявление в ЗАГС. Вот, поэтому с ее дедушкой я не то что бы общался, но был в курсе его привычек. Косыгин очень любил джаз. Он был таким… м-м-м… джазоманом. И у него была очень хорошая (по тем временам) коллекция. И его внучка время от времени таскала мне какие-то виниловые пластинки популярных джазовых фирм типа “Impulse!”, “Verve”, “Prestige” и т. д. Ну вот, в общем-то я сам джаз не особенно любил. Сейчас-то я его совсем не люблю, а тогда, так, полюбливал… слегка… местами. Что касается до Андропова, то в общем-то никаких интимных подходов к Андропову у меня не было. Но я знал… м-м-м… жену его сына, Игоря. И еще у него была дочь — Ирина. Ирина работала в журнале «Музыкальная жизнь» редактором. А я в журнале «Музыкальная жизнь» печатался. И вот с ней я общался постоянно, но никогда не спрашивал ее об ее отце. Я знаю точно, что Андропов писал стихи. Насчет музыки не знаю ничего, а то, что роком он не увлекался — это сто процентов. Может быть, также как Косыгин, он был неравнодушен к джазу.
Из зала: Несколько лет назад существовал сайт «Диверсант Daily», и когда он перестал существовать, вы говорили, что вы не ведете Живой Журнал и не участвуете на регулярной основе в жизни Internet communities. Сейчас что-то изменилось? Может быть, вы планируете завести Живой Журнал или начать какой-то проект в этом направлении?
Троицкий: Нет, я не планирую завести Живой Журнал. Я планирую, может быть, завести еще одну собаку, или парочку шиншилл… Живой Журнал — нет. Он не настолько нежен. Мне предлагали вести какой-то блог в Живом Журнале. Причем мне предлагали его вести на любых условиях, какие только мне понравятся. То есть они мне предлагали платить деньги за блог в Живом Журнале… Когда я им написал, что ребята, у меня нет времени и так далее, они написали, а вам ничего не надо будет делать. «Наша девушка, сотрудница компании „Суп“, будет вам звонить каждый день, а вы ей будете что-нибудь набалтывать. И это будет выложено как блог Артемия Троицкого в ЖЖ». Я подумал, что, может быть, это и не плохо, но решил проверить на всякий случай. Я позвонил нескольким своим знакомым, которые как раз активисты Живого Журнала. И они мне все сказали в один голос, что это — фальшак, что это — неправильно, что есть такие блоги у каких-то знаменитостей типа Николая Баскова… То есть, в общем-то, понятно, что Николай Басков — он вообще неграмотный, то есть он не умеет ни читать, ни писать — это написано у него на физиономии. Тем не менее, у него есть блог в Живом Журнале. Кто делает блог Николая Баскова? Понятное дело, это делают какие-то рабы компании-владельца. Они [знакомые] сказали, что все это в общем-то легко проверяется… Сказали, что настоящие участники Живого Журнала, конечно, такого фальшака не потерпят, и моя до тех пор безупречная репутация пострадает. И я подумал, что нет таких денег, которые бы меня заставили заставить страдать свою безупречную репутацию, и я от этого дела отказался. Что касается «Диверсанта Daily», то да, у меня был такой сайт, то есть он и сейчас есть, но находится в таком летаргическо-коматозном состоянии, и не обновлялся мною уже полтара года. В основном этот сайт был посвящен обличению кровавого режима вашего землячка — президента Путина. И обличал я его, обличал… В общем-то, отношение мое к ни к режиму, ни к землячку с тех пор никак не изменилось, но мне просто надоело. То есть, это не то, что я испугался,— общем-то никаких таких у меня нет страхов по поводу репрессий и т. д. Я прожил бóльшую часть своей сознательной жизни в стране Советский Союз, так что, что такое тоталитарный режим, всякие там зажимы-гаечки и т. д.,— я знаю достаточно неплохо. Мне это всегда нравилось — есть у меня некий такой здоровый мазохизм в этом отношении… Вот, так что я не испугался.
Из зала: Вы упомянули, что будете участвовать в создании некоего интернет-телевидения. Вы не могли бы более подробно?..
Троицкий: А! Да! Да-да-да! Вот это, знаете ли, очень интересная история, спасибо за вопрос. Значит первого октября начинает вещание некий такой интернетовский, как сейчас там принято говорить? — ре-сурс,— под названием “Click.tv”. Это будет интернет-телевидение, над которым уже и сейчас активно работают всякие интересные ребята, в основном, художники… Я не знаю, как тут у вас в Санкт-Петербурге, культурной столице, но в общем-то у нас Москва — город бескультурный, и я наблюдаю постоянно, что, в общем-то, люди телевидение смотреть перестали. Оно настолько чудовищно, все современное русское телевидение, настолько оно тупо, тошнотворно… И вообще любые каналы не вызывают приятных эмоций. Ну, некоторые делают исключение для канала «Культура», но я лично делаю его только для канала “Animal Planet” (и то на английском). В общем, люди смотреть телевидение перестали. И в то же время, хочется что-то видеть на экране, да? Хочется иногда что-то включить… на что-то смотреть… как-нибудь поразвлекаться, глядя в этот светящийся прямоугольничек. И вот, это телевидение будет примерно для таких людей. Это не будет что-то такое супер-мудреное-интеллектуальное-и-так-далее, но там будет много современного искусства, там будет современная музыка, там будут даже сериалы какие-то… Я себе не очень представляю, что это будут за сериалы, но, в общем, они уже снимаются вовсю. Я думаю, это будет какой-нибудь трэш такой… Они меня попросили, чтоб я им помог по музыкальной части. Ну, я с большим удовольствием это сделал… А лозунг у этого канала такой — «То, чего вы никогда не увидите по телевидению». Соответственно я набрал уже около сотни видеоклипов, которых вы никогда не увидите по телевидению… Причем я имею в виду не только первый-второй каналы, но и каналы типа “MTV”, «Муз-ТВ» и т. д. Там будут всякие такие интересные клипы, ну а я снабжу их какими-нибудь комментариями. Конечно, сначала там будет скудно-бедно-скромно, а затем, я надеюсь, мы развернемся вширь, и, в конце-концов, вытесним и первый канал и второй… И я думаю, что тогда народу будет счастье!
Из зала: Как насчет организации конкурса гражданской песни в будущем? Есть планы?
Троицкий: Это [о человеке, задавшем вопрос] — человек из группы «СП Бабай». Это питерская группа, которая… ну, он так мягко выразился — «гражданская песня»… в общем, они исполняют песни протеста: про войну, про бюрократов… Да? И про женщин-бюрократов… Значит, в общем-то нет. Я не планирую, примерно по той же причине, по которой у меня «Диверсант Daily» у меня как-то завял… То есть, на самом деле я себя чувствую физически неплохо, а в моральном отношении как-то… ну, погрустнел я. Поэтому конкурсы… ну до сих пор, по крайней мере, меня эта мысль пока не посещала…
Из зала: Довольны ли вы дизайном книжки, работали ли вы с дизайнером, и как вы оцениваете, насколько форма соответствует содержанию?
Троицкий: Ну, в общем-то дизайнер работал сам по себе… Я с дизайном не работал… Ну, вы знаете, я вообще не очень… привередливый тип… То есть, вот есть у меня такой знакомый, может знаете, такой есть Михаил Козырев, «Наше радио» и т. д. У него вышла книжка, называется «Мой рок-н-ролл». Он, в отличие от меня, такой нескромный парень: я бы никогда не сказал, что рок-н-ролл — мой. Но дело в другом: он мне рассказывал, что он каждую страницу проверял: шрифт, дизайн, где-там-какая-циферка, цвет и прочее и прочее самым скрупулезным образом. Я очень уважаю такой подход, но я к нему просто не способен. То есть, мне по фигу на самом деле. По-моему, все в порядке. Единственное, что мне не… не до конца нравится, я думаю, что это будет исправлено, может быть, в каких-то там последующих изданиях (если они вообще последуют): там есть некоторые главы, где фотографий много, а есть некоторые главы, где фотографий мало. Вот я думаю, что по идее надо было бы как-то немножко улучшить иллюстративный ряд. И над этим я, теоретически, был бы не прочь поработать. Что касается до этого дизайна [обложка книги], серп и молот, да? это чуточку измененная версия обложки английского издания. Ну, не знаю, по-моему, ничего себе дизайн. А вам не нравится?.. Мнение у меня — лояльное.
Ну, а после вопросов началась приятная часть презентации — раздача автографов…