За последние пять месяцев на разных площадках Петербурга проведено пять независимых книжных ярмарок. Развитие этой инициативы напрямую зависит как от регулярности сессий выездной издательской торговли, так и от постоянного места проведения, которое станет привычным для покупателей и продавцов.
Формат независимой книжной ярмарки был запущен в Москве в конце 2009 года издательством Ad Marginem при поддержке книжного магазина «Фаланстер». Основной идеей мероприятия стало «создание стихийного и демократичного арт-маркета, блошиного и книжного рынка, где торговля в привычном для книжных маркетологов ключе заменена искренней симпатией и увлеченностью своим делом».
Усилия организаторов привели к созданию Фестиваля живой литературы в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки на отдельной площадке в саду «Эрмитаж», проведению выездной ярмарки Ad Marginem в Новосибирске и запуске петербургского аналога.
Петербургская книжная ярмарка проводилась на четырех разных площадках, и за время существования увеличила число участников до двадцати с лишним издательств. Основной груз организационных проблем взяло на себя издательство «Амфора»: согласование места проведения, утверждение программы, договоренности с участниками, информирование СМИ, проведение рекламных акций для привлечения посетителей.
Участники ярмарки, проведенной в музее современного искусства «Эрарта», оценивают ее как самую успешную акцию. Если бы все ярмарки привлекали такое количество посетителей, то можно было бы говорить о появлении и развитии реального нового конкурента самой известной в Петербурге книжной площадке — «Крупе» (книжная ярмарка в ДК им. Крупской).
К сожалению, всем известная «Крупа» уже перестала быть адекватной площадкой для небольших издательств, а ее отдаленное от центра месторасположение не раз уже критиковалось покупателями.
Сегодня независимая книжная ярмарка находится в поиске стратегических партнеров, готовых предоставить постоянную площадку для ежемесячных, а в перспективе еженедельных, мероприятий. Проект вряд ли сможет принести быструю коммерческую прибыль организаторам. Тут важно другое: получение значительной некоммерческой выгоды. Ведь вокруг книги возможно объединить абсолютно разные возрастные и социальные группы — и студентов, и пенсионеров, и домохозяек, и менеджеров.
Александр Прокопович, издательство «Астрель СПб», главный редактор
Не думаю, что есть смысл искать конкуренцию Крупе. Убежден, что чем больше будет подобных попыток вырваться за пределы сетевых продаж, тем лучше. С другой стороны, остаюсь твердым сторонником книжных лавок, семейного книжного бизнеса, который, увы, при нынешнем состоянии государства — невозможен. Категорически не согласен с тезисом о некоммерческой выгоде и пр. Проведение трудозатратных мероприятий без прибыли — прямой путь к банкротству. Тем более что ярмарки эти делаются именно для того, чтобы малые издательства получали прибыль. Не понимаю: зачем объединять вокруг книги. Книги надо читать, в России уже достаточно наобъединялись, то вокруг Маркса, то вокруг Плеханова… Последнее. «Астрель СПб» ни разу не получало никаких материалов о проведении ярмарки и возможности участия в ней. Вероятно, это какое-то мероприятие для своих.
Александр Иванов, Ad Marginem, издатель
Началось все с выставки в галерее на Солянке («Книги, цацки…» — не помню точно название) — они первые попытались соединить независимые издательства на маленькой ярмарке. Мы (Ad Marginem) были уже вторыми.
Виктор Топоров, литературный критик
Всё правильно. Репутационная (она же имиджевая) реклама важна.
Чеслав, книжный клуб «Гиперион»
Единственный комментарий, который я могу дать, это то, что фестиваль «Бу!фест. буквы, звуки, цацки» появился за полгода до фестиваля, который организовал Ad Marginem и именно мы «запустили», как вы выразились, новый «формат» фестиваля — книжная ярмарка, арт-маркет, «блошиный рынок» и концертная площадка. Не для умаления Ad Marginem, а просто для точности хронологии 🙂 Что же касается «стратегических партнеров, готовых предоставить» я бы посоветовал коллегам не ждать, пока кто-то предоставит, а самим организовать. Одному-двум издателям это не под силу, но если объединить ресурсы десяти издательств — это поможет избежать зависимости в дальнейшем от «партнеров».
Борис Куприянов, магазин «Фаланстер»
И в Москве, и в регионах, я надеюсь, в ближайшее время произойдет перераспределение в книжной торговле. В Москве основное количество книг продается в не сетевых магазинах «Москва», «БиблиоГлобус», «Молодая гвардия», МДК (хоть и сеть, но все же независимая). Небольшие магазины тоже открываются с завидной частотой. Люди устали от сетевых монстров: одинаковых и бездушных. Книги, мягко говоря, товар сейчас недешевый. Покупать в супермаркете людям надоело. В Перми открылся магазин Пиотровский — отличный по столичным меркам магазин. в Пензе — «в переплете». эти магазины стали рентабельны уже на первом году работы! Это вселяет надежду.В регионах проходят выставки и ярмарки.
Марина Соломонова, издательствво «Комильфо»
«Амфора» провела в прошлом году несколько выставок, и в этом одну. Мы во всех участвовали. Самая удачная была в «Эрарте». Все выставки рассматриваем как удачные, потому что для нас главное не коммерческая составляющая, не прибыль, а реклама — магазинчика на Крупе и издательства «Комильфо». Мы ко всем начинаниям позитивно относимся, правда, потому как сами сумасшедшие… ) Насчет конкуренции Крупе — это, конечно, сильно сказано. Тогда ярмарке нужно искать постоянное место и проводить ее раз в месяц — то есть «единство места и времени». Людей не хватает, посетителей. То ли в рекламе дело, то ли «объелись» питерцы. Но, повторюсь, нам всё в плюс. Мы издательство молодое, маленькое, и любим знакомиться с новыми людьми разных — слоев, убеждений, возрастов, категорий.