Мода на бунт

Участники «Игры Ума» — это в основном ученики 10-11 классов. Все они заняты в школе, на подготовительных курсах, да мало ли где еще. Но ошибочно думать, что эти люди читают только произведения из школьной программы или не читают вообще. Другой вопрос, насколько оригинальны ребята в своем выборе.

Востребованы культовые книги предыдущих поколений — своеобразная «классика не из школьной программы» — Борхес, Кортасар, Сартр, Кундера.

Литература протеста тоже, кажется, не устаревает. Молодежь по-прежнему читает книги Кена Кизи, Олдоса Хаксли, Рея Брэдбери, Джорджа Оруэлла, Карлоса Кастанеды. Обидно, пожалуй, только то, что нынче чтение подобных книг стало модным, а бунт и протест заворачиваются в оранжевые обложки.

Печально и то, что «своими» авторами поколение пока не обзавелось. С некоторой натяжкой «нулевыми» писателями можно считать Виктора Пелевина, Чака Паланика и Харуки Мураками, произведения которых, правда, с тем же успехом можно отнести и к достоянию поколения девяностых.

В общем, портрет читателя поколения «нулевых» традиционен почти до заурядности. Но, быть может, из досконального знания традиции как раз и вырастет индивидуальный талант сегодняшних школьников и студентов?

Круг чтения

А 

Э. Асадов Стихотворения

Б 

Р. Бах «Ничто неслучайно»

Д. Барнст «До того, как она встретила меня»

Х. Л. Борхес «Алеф»

Р. Брэдбери «Четыреста пятьдесят один градус по Фаренгейту»

М. Булгаков 1. «Белая гвардия» 2. «Мастер и Маргарита»

В 

Б. Вербер «Муравьи»

Ю. Вознесенская «Путь к Кассандре или Приключения с макаронами»

Г 

Г. Гессе «Сиддхартха»

И. Гончаров «Обыкновенная история»

Н. Гоголь «Вий»

Г. Горин «Тот самый Мюнхгаузен»

Л. Гумилев «Древняя Русь и Великая степь»

Д 

Ф. Дик «Убик»

А. Конан Дойль «Ошибка капитана Шарки»

Ф. Достоевский 1. Петербургские повести и рассказы 2. «Братья Карамазовы»

К 

Д. Карнеги «Учебник жизни»

К. Кастанеда «Учение дона Хуана»

Э. Кертис «Кадиш по нерожденному ребенку»

К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»

Р. Киосаки «Богатый папа, бедный папа»

З. Корогодский «Начало»

Х. Кортасар «Игра в классики»

М. Кундера «Невыносимая легкость бытия»

Л 

Э. Лу «У»

С. Лукьяненко «Осенние визиты»

М 

Х. Мураками «Призраки Лексингтона»

Н 

В. Набоков «Со дна коробки: Рассказы»

А. Никонов «Апгрейд обезьяны»

О 

Дж. Оруэлл «1984»

П 

В. Панюшкин, М. Зыгарь «Газпром»

Ч. Паланик «Призраки»

В. Пелевин «Generation «П»,

А. Пехов «Крадущийся в тени»

Ч. Питсольд «Код»

А. Политковская «Россия Путина»

Р 

Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен»

С 

Ж.-П. Сартр «Тошнота»

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

В. Соловьев «Путин. Путеводитель для неравнодушных»

А. и Б. Стругацкие «Волны гасят ветер»

Т 

Ван Тарп «Биржевые стратегии игры без риска»

Ф 

Э. Фромм «Душа человека»

Х 

О. Хаксли «О дивный новый мир»

П. Хлебников «Крестный отец Кремля Борис Березовский»

Ч 

Че Гевара «Дневник мотоциклиста»

Ш 

Э. Шмидт «Оскар и Розовая Дама»

М. Шолохов «Тихий Дон»

Ъ 

«Последние дни Распутина», состоит из дневников Владимира Пуришкевича и князя Феликса Юсупова

Алексей Белозеров