Зал ислама
В минувшем году в Государственном музее истории религии открылась исламская экспозиция, уместившаяся в трех небольших залах. Первые два — общеобразовательные — посвящены основным принципам и культовым предписаниям, общим для всех мусульман. Третий, для продвинутых, — быту и различным течениям: суннизму, шиизму, суфизму
Атмосфера
Экспозиция старается быть интересной и человеку с улицы, и искушенному посетителю. Стены украшены каллиграфическими надписями и орнаментом, окна — резными ставнями. Прочий колорит составляет свет. Люстры в стиле хай-тек освещают помещение неравномерно — в углах ютится полумрак. Того и гляди, задымят курильницы.
Говорить о религии непросто, заинтересовать далекого от нее человека — особенно. Главная проблема музейного повествования — необходимость рассказывать о духовном, используя материальное. Что могут донести до посетителя несколько хромолитографий, четки и небольшой, как ладанка, Коран? Да, красиво: яркие цвета, узоры, каллиграфия. Чудесно, но при чем здесь вера? Это не краеведческий музей, который бытописует жизнь аборигенов при помощи мутноватого зеркальца, прялки и вездесущего бивня мамонта. Тут нужно не губами, а устами. Потому что тематика такая. Составителям удалось главное — воссоздать атмосферу экзотической, а для многих пугающей религии. Экспонаты не выглядят как отдельные предметы, выхваченные из своей среды и помещенные под стекло. В пределах ограниченной экспозиции они задают основные ориентиры.
За стеклом
В первых двух залах конспективно показано, откуда есть пошел ислам и как себя нужно вести практикующему мусульманину. Началось все в VII веке, когда к великому Пророку Мухаммаду явился ангел Джибрил и ниспослал ему суры Корана. Пророк начал проповедовать в Мекке веру в Единого Бога. Однако это не нашло отклика среди правоверных язычников, и Пророк был вынужден перебраться в Медину, захватив с собой последователей. Для новичка будет любопытно узнать, что мусульмане даже на заре ислама относились к христианам и иудеям как к людям, обладающим Божественным Откровением. Уничтожали только многобожников, что называется малым джихадом. Кстати, большой (главный) джихад — это не взрывы маршруток и небоскребов, а борьба с собственными недостатками.
Первое впечатление схлынуло, теперь можно оглядеться по сторонам. Сначала стоит обратить внимание на два плаката, которые дают общее представление о пяти столпах Корана и шести непреложных истинах. Каллиграф завязал вязь в тугой узел — смотреть на нее одно удовольствие. Рядом на табличке дана расшифровка этой красоте. Для тех, у кого музейные ярлыки вызывают недомогание, около входа поставлен электронный терминал. Там можно прочитать все комментарии. В один заход.
Цветовую палитру первого зала задают литографии: красочные картинки Мекки и Медины из казанской мечети, ковчег Нуха (Ноя), изображение ада и манускрипт с 99 Прекрасными именами Аллаха (отсюда количество зерен в четках 99, 66 или 33).
Считается, что ислам запрещает изображать человека, в первую очередь — Пророка Мухаммада. Этого запрета нет в Коране, и, например, на миниатюрах и лубках шиитов можно увидеть даже имамов. В остальных случаях рисовать homo sapiens можно только на посуде и других предметах быта, потому что блюдце едва ли может стать предметом поклонения. Отсюда становится понятно, почему мусульманство в первую очередь ассоциируется с каллиграфией, узорами и растительными мотивами: другого рисовать нельзя.
После лаконичного введения экспозиция переключается на Коран и намаз — ритуал совершения молитвы.
Главный экспонат этого зала — копия Корана Османа. Халиф Осман был убит мятежными повстанцами. По преданию, на Коран, с которым он встретил своих убийц, пролилась его кровь. Неудивительно, что спустя некоторое время в мусульманском мире стали появляться рукописи священной книги с окровавленными страницами, к которым верующие относились как к реликвиям. Этот экземпляр — точная факсимильная копия одной из древнейших рукописей Корана Османа.
Намаз — второй столп ислама. Соблюдать его нужно ежедневно, по пять раз в день. Молитва возносится после очищения от земной скверны. Грубо говоря, в этом зале находятся вещи, которые все мы не раз видели в фильмах: коврик для совершения молитвы, сосуд для омовения, четки, Коран. Вроде бы ничего удивительного. Ни тебе мужиков с автоматами, ни мамонтова бивня. В том-то и дело, хоть видели это, а все равно чужие они. В лучшем случае — экспонаты, на которые поглазели, забыли и пошли дальше.
Нечем пугать
Кстати, вспомнил еще одну сложность разговоров о религии. Для большинства основной интерес представляет не (хотя бы) шапочное знакомство с основами веры, а экстремальные проявления — асимптоты. Например, неподалеку от католицизма всегда полыхают костры инквизиции или вырезают гугенотов. Касаясь исламской темы — ныне одной из самых животрепещущих, — кажется, нельзя обойти слов, осевших тяжким грузом в подкорке: джихад, ваххабит… Смысл их не всегда ясен (ваххабитами, например, по ошибке называют молдаван, работающих на стройке), но страшно становится. А что делать? Пугают нас везде: в телевизоре, ленте интернет-новостей, газетах и журналах. Однако аксессуары джихада есть только на одном стенде третьего зала. Да и то все они какие-то нестрашные: щит, палица, меч. Совсем как у былинных героев. Рядом с костюмом дервиша, похожим на реквизит главного советского боевика «Белое солнце пустыни», напротив паранджи, почти как у Гюльчатай: от головы до пят. В этом же зале гравюры и миниатюры, изображающие суфиев, которые вращаются, пытаясь найти способ общения с Аллахом, пенал писца, покрытый тончайшим узором, меч с двойным лезвием и цепи, которыми истязают себя шииты. Интересного много.
Более сотни экспонатов — это не бурелом, в котором можно сломать ногу или свернуть шею. По меркам некоторых залов Кунсткамеры — практически ничего. Однако с этого ничего у нас как раз и принято начинать. Не стоит забывать, что экспозиции меньше года, а музей религии в России один. И какие бы программы религиозной толерантности наши управители ни замышляли, второй такой вряд ли откроется.
Пять столпов ислама
Единобожие (шахада) — Ислам считается самой молодой авраамической религией, все молитвы и праздники направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Аллаха
Совершение молитвы (намаз) — ежедневное пятикратное вознесение молитвы. Пять промежутков времени (рассвет, полдень, послеполуденное время, конец дня и ночь) соответствуют различным видам человеческой деятельности. Во время совершения намаза верующий, стоя по направлению к Кибле, произносит аяты (высказывания Корана) и прославляет Бога — Аллаха
Благотворительность (закят) — обязательная милостыня, которую мусульманин выплачивает один раз в год. С помощью закята общины поддерживают бедняков, нуждающихся, должников, людей, оставшихся в чужой земле, воинов, ведущих джихад, сборщиков налога, укрепляют сердца желающих обратиться к вере, выкупают пленников
Соблюдение поста (Рамадан) — все мусульмане должны воздерживаться от принятия пищи и любой жидкости, курить, заниматься сексом и делать внутренние инъекции от рассвета до захода солнца. Не соблюдают пост: болящие, дети, путешественники, женщины (беременные, кормящие и во время менструации). Человек, самовольно нарушивший пост, должен совершить покаяние и накормить бедняков
Паломничество (хадж), которое каждый правоверный мусульманин должен совершить хотя бы один раз в жизни. Хадж требует финансовых и физических затрат, однако приносит пользу и совершившему его паломнику, и всему обществу. В программу хаджа входит посещение Мекки, Каабы, горы Арафат и долины Мина