Жить нельзя работать:
где бы вы поставили запятую?
Леонид Юзефович
(историк, сценарист, автор романа
«Князь ветра»):
Сейчас — после нельзя. В сущности, это вопрос возраста, и лет 15 лет назад я бы ответил по-другому. С возрастом доступные нам радости жизни убывают, а работа — это такой праздник, который всегда с тобой. Вообще люди любой профессии на излете карьеры очень много работают.
Тибор Фишер
Я был на грани того, чтобы, стоя на табуретке с веревкой на шее, сделать, подобно парашютисту в дверях самолета, шаг вперед и совершить свой воистину затяжной прыжок туда, где нас ждет вечный покой и мир, когда почувствовал знобкое беспокойства при мысли: а что, если и там, за гранью, меня поджидает труд? Крутиться и дальше после этой мертвой петли?! ‹…› Я запаниковал при мысли о том, что вдруг и после смерти меня ждет работа. Работа до седьмого пота. Тяжкий труд. Полировка каких-нибудь жемчужных ворот или поддержание вечного пламени. ‹…› В общем, это остудило мой пыл.
Бина Богачёва
(писательница, автор романов «InterNET/ДА», «Кислотно & Sволочной balance»):
В этой дружной склейке я бы говорила не о переносе запятых, а об удалении слова «нельзя», стремящегося так или иначе что-нибудь одно отрицать и поссорить эти два не отделимые друг от друга понятия. Получилось бы «жить работать». Вот тут все, на мой взгляд, сразу встает на свои места и уравновешивается. Жить и работать — очень полноценная связка. Не представляю себе ни жизни без работы (творческой, профессиональной, над собой, в конце концов), ни работы без жизни (личной, наполненной впечатлениями, радостями, увлечениями, домом).
Выбор варианта «жить, нельзя работать», на мой взгляд, довольно опасен. К сожалению, не могу похвастаться большим количеством знакомых, которые бы доказали своим положительным примером, что это круто. Жизнь без работы — это стадия пенсионного возраста. Став гуру и мудрым представителем рода, поймешь, скорее всего, что работать надо продолжать для своего же блага. Разве что не так интенсивно и не так бездумно, забывая о себе, как это было в молодости.
«Жить нельзя, работать» — очень распространенная аддикция. В эту вотчину, где кастрируется жизнь, я ни ногой.
Дмитрий Быковский (музыкант, актер театра и кино):
Я живу своей работой — она меня вдохновляет, торопит, заставляет думать, мечтать. И не всегда я был актером театра и кино — был и сварщиком, и кузнецом, и сапожником, и сено косил, но при этом делал все с удовольствием. Самое главное, чтобы работа — легкая ли, тяжелая — была человеку по душе. Иначе невозможно. Я вольный родовой казак и никогда не берусь за дело, если знаю, что заниматься им придется через силу и без интереса.
Дина Рубина
(писательница, автор книг «На солнечной стороне улицы», «Цыганка»):
Неважно, где я поставлю какую запятую, я все равно поднимусь в 4.30, как обычно, и, переступив через все запятые, сяду к письменному столу. Увы.
Артур Ваха
(актер театра и кино):
Какие вы шарады задаете… Просто работа должна приносить удовольствие. Тогда можно выбросить слово «нельзя» из середины — и все будет нормально. Для меня жить и работать — это одно и то же.
Торнтон Уайлдер
Люди чаще всего только воображают, что трудятся. Даже если усердствуют до потери сил.
Алексей Колышевский
(писатель, автор романов «Манагер жжот» и «Откатчики»):
Жить, нельзя работать. Именно так я и отвечу. А в качестве развернутого ответа вот вам авторская цитата из свеженаписанного романа «Тень Дьявола. МЖ-2»:
«Вот, к примеру, я не такой. И знаете, мне тоже кажется, что вот уж за моим-то поколением идет нечто абсолютно пустое. Это даже не люди, а какие-то готовые биороботы с репродуктивной функцией. Отработал такой робот свой срок, и его списали. Они не видят жизни. Несутся сквозь наполненные однообразием дни, и все их существование направлено лишь на то, чтобы потреблять.»
Агата Кристи
Ничего хуже работы человечество для себя не выдумало.
Фридрих Ницше
Поступок, к которому вынуждает инстинкт жизни, имеет в чувстве удовольствия, им вызываемом, доказательство своей правильности ‹…›. Что действует разрушительнее, чем если заставить человека работать, думать, чувствовать без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия? как автомат «долга»? Это как раз рецепт decadence, даже идиотизма…
Стендаль
Без тяжелого балласта, даваемого трудом, корабль жизни становится игрушкой любого ветра.
Генри Миллер
Чудо и тайна жизни — все это задушили в нас, когда мы стали ответственными членами общества! До тех пор, пока нам не пришлось работать, мир был очень маленьким, мы жили на опушке мира, на самой границе неведомого. На что уж мал мир древних греков, а и то он был достаточно глубок, чтобы предстать перед нами во всем разнообразии приключений и теорий. ‹…› Я приспособился к миру, не отвечающему моим устремлениям. Я хочу вырваться из этого раздвинувшегося мира и вновь стать на границе неведомого мира, который повергнет в тень тот бледный, односторонний мир. Я хочу уйти от ответственности отцовства к безответственности неподначального человека, которого нельзя ни принудить, ни обольстить, ни уговорить, ни подкупить, ни оклеветать.