- Дружба народов. 2006, № 7
Узоры судьбы
Старые мастера нечасто балуют нас новыми шедеврами. Роман Айтматова появился незаметно — на досуге перелистывая последний номер «Дружбы народов», я не сразу обратил внимание на заголовок: «Когда падают горы («Вечная невеста»)». А когда обратил и когда понял, чей это роман, не поверил, что шедевр (в то, что это шедевр, я как раз поверил) абсолютно новый. Но взглянул на последнюю страницу («Февраль, 2006, Брюссель») и окончательно убедился, что меня ждет еще одна встреча с писателем, книгами которого я когда-то зачитывался.
Первая половина «Вечной невесты» меня слегка разочаровала — она была похожа на конспект романа, но не на роман. Сюжет, герои, композиция — все было прописано довольно схематично. Хотелось более развернутых глав, рисующих природу, более конкретных описаний. Хотелось более живых диалогов. И тем не менее Айтматов остался Айтматовым. С первых же страниц он заявил о главной теме своего романа. О теме, знакомой нам и по другим его книгам. С первых же страниц он ввел в роман любимого своего героя (на этот раз им оказался снежный барс Жаабарс). И снова Айтматов рассказал старинную легенду, которую сделал лейтмотивом нового произведения.
Поэтому, когда я прочел и вторую половину «Вечной невесты», все стало на свои места. Роман стал романом. Сюжет оказался интересным и непредсказуемым. Вечная невеста из старинной легенды, Жаабарс и другой герой, журналист Арсен, в финале встретились друг с другом, для того чтобы понять, что есть судьба и почему мир устроен так странно, но и по-своему справедливо.
«Существует одна непреложная данность, одинаковая для всех и всегда, — никто не волен знать наперед, что есть судьба, что написано ему на роду, — только жизнь сама покажет, что кому суждено, а иначе зачем судьбе быть судьбою…»
За историей о неприспособленном к современной жизни журналисте Арсене, за рассуждениями о диком капитализме Айтматов спрятал свои мысли о судьбе человечества и воспарил над злободневными проблемами, и снова написал философскую книгу.
Горькие мысли Арсена о власти денег, о проклятой попсе, которая ему, ценителю истинного искусства, противна, составляют львиную долю текста. Но происки коварных бизнесменов, один из которых — родной дядя Арсена, обречены, ибо судьба все равно распорядится по-своему. И Арсен, и Жаабарс, и городские жители, и крестьяне, и охотники, и даже двое арабских принцев вроде бы умеют планировать свою жизнь. У кого-то больше амбиций, у кого-то — меньше. Но все они становятся песчинками в круговороте мироздания и отступают перед натиском судьбы, внутренне осознавая, что так и должно быть. И Вечная невеста из любимого Арсеном предания, которая в незапамятные времена тоже стала жертвой рока, вновь возвращается на землю, чтобы с грустью увидеть, как рушатся людские надежды.
Но все же книга Айтматова оптимистична.
Большинство писателей, пишущих о судьбе, пишут о хаосе. Жизнь для них хаотична и враждебна человеку. У Айтматова не так. Он преклоняется перед судьбой и верит в ее справедливость. Мир обладает гармонией, ничего случайного нет — читается в романе. Просто человек не подозревает, что его место в этом мире определено всевидящей судьбой и что он является одним из красивейших узоров бесконечного орнамента, имя которому Вселенная.
Роман можно прочитать здесь: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/7/ait3-pr.html