Похороны Шута, или Смерть Меркуцио

Похороны Шута, или Смерть Меркуцио

Его мама была укротительницей тигров. Отец — актером МХАТа и чтецом-декламатором.
Михаил Болдуман ведет свой род по материнской линии от известного клана Дуровых. Стало быть, тот первый Владимир Дуров, клоун, тот, что выходил не с тиграми, но с собачкой, ему приходится прадедом. Кавалерист-девица Надежда Дурова — бабчатой пратёткой.

А вот с отцовской стороны — древний румынский род Болдуману: и это уже туда — в Трансильванию — во внучатые племянники к самому графу Дракуле.

В общем, в шкафу у Болдумана львы и тигры, храп и топот гусарских коней, скелеты на дыбах и усатые гайдучьи головы на колах…

И вот он умер.

Он умер по-настоящему.

А нам все еще кажется, что это его очередной розыгрыш.

И тут уместно вспомнить шекспировскую «Смерть Меркуцио».

«Друг, ободрись! Не глубока ведь рана…

…Да, конечно: помельче колодца и поуже церковных дверей, но с
меня и ее будет…

Понаведайся ко мне завтра, каким я буду лежать степенным господином. Я прошпигован достаточно для сей земной юдоли!.. Чума на оба ваши дома… Чорт возьми! эта собака, крыса, мышь, кошка, могла убить человека… Хвастун, дрянь, мразь какая-то, которая дерется по руководству к арифметике…»

И башлачовские «Похороны Шута».

«…Лошадка лениво плетется по краю сугроба.

Сегодня молчат бубенцы моего колпака.

Мне тесно в уютной коробке отдельного гроба.

Хочется курить, но никто не дает табака…

………………………………………………………………..

…Еловые лапы готовы лизать мои руки.

Но я их — в костер, что растет из огарка свечи.

Да кто вам сказал, что шуты умирают от скуки?

Звени, мой бубенчик! Работай, подлец, не молчи!…»

Чорный Профессор — персонаж Москвы, Питера и русского Парижа.

Сочинивший свою Легенду и честно отыгравший свою пьесу, никогда не отвлекаясь от этого занятия на что-то обычное — земное.

Хождение к врачам уж точно героической клоунадой не предусмотрено.

Хвост когда-то на вопрос «Где ж ты все-таки живешь? В Москве, Париже Питере или Нью-Йорке?», — ответил: «Вскрытие покажет».

Вскрытие показало — Болдуман живет в деревне Чудово, что подле села Помиранье.

Между Москвой и Питером. Там, в реанимации, снятый с поезда — он умер.

Еще и напоследок устроил близкому другу Мякишеву приключение, столь любимое комедиографами: поездку на спецавтобусе из Чудова в Москву, в обнимку с гробом.

Это конечно Привет От Дяди Дракулы.

У сатириков такая перспектива обычно вызывает дикий хохот.

Вскрытие показало правду — больше всего он жил меж Москвою и Питером.

В Париже недавно обрел пристанище и собирался зимовать.

Французы времен бабчатой пратётки зимовали в Москве, там с тех пор не потеплело.

Болдуман решил в отместку зимовать в Париже.

Но не успел. Вскрытие показало — цирроз.

Но героям положены Смерти Героев. Так именно назвал Болдуман свою лучшую книгу.

Смерти Героев.

Цирроз циррозом, но если сильно не пинать больную печень коваными ботинками, она может служить неожиданно долго.

Вот и болдуманова старушка-печень могла бы еще послужить.

Существует версия: именно эту печень накануне долго пинали гопники в пригородной электричке.

Из шкафа выпадает наследная дача в Переделкино.

Версия повисла в воздухе и тоже обратилась в Легенду.

Недоказуемо — вскрытие-не-показуемо.

Многим хочется верить, что смерть этого героя, не только путь артистического саморазрушения, но и реальное убийство. Так же, многим хочется верить, что Майк Науменко кого-то встретил во дворе, и не сам ударился головой — ударили. И что Янка кого-то встретила на берегу реки Ини, и не сама упала в ее воды — уронили.

Его запросто могли избить, таких как раз и бьют, не разбирая родословную: русско-румынский мальчик с дворянскими корнями в обе стороны, внешне походил на московского еврея из артистическо-экзотических.

Ростом не вышел, носом — вышел. Глаза огромные и ярко синие. Волосы чорные, французский чорный берет, вечно какой-то шарф изысканного узора, трубка, душистый табак… В Париже — легко канал за местного. Но не в пригородной электричке. Не заметить Болдумана было невозможно.

Он играл всегда.

И вот сыграл в последний своя ящик — от деревни Чудово.

Бабы любили его страстно.

По легенде, в машину с ящиком между Гробом и Другом втиснулась очередная Неизвестная Вдова.

Но нет, не Лина. Лина наверное сейчас плачет больше всех.

Если она вообще умеет плакать.

Я сочиняла текст про Лину, с упоением лишая ее зубов и прибавляя ей лет пяток, для него — для Болдумана, тогда живехонького. Сочиняла и злорадно представляла себе, как Чорный Профессор рассмеется, и как он рассердится. И скажет: «Ну, Беломля!» А потом все удивились: я никогда не пишу о женщинах злые слова.

И почему вдруг так о Лине? Такое бабское? Да потому!!!!!

Болуман конечно же был вечно влюблен в эту вечно неуловимую, полу-невидимую Лину Лом.

В Лину, а не в меня.

И к ней, к Лине, обращена вся его героическая Клоунада.

И стихи ее ставил выше моих. И даже в ресторан «Конча-Бонча» водил ее, а не меня.

Конешно я решила хулиганить, дразнить Линою его — живого.

А он взял и умер, за два дня до выхода текста.

И теперь некому смеяться, некому сердиться.

Ну конечно, Лина по прежнему — молода и хороша.

Ей не за сорок, а всего лишь тридцать девять.

И зубы — у нее давно в порядке, Чорный Профессор самолично водил ее, как члена семьи
в поликлинику для творческих работников.

Я больше не буду писать мелкие гадости о поэтессах, потому что не кому больше ревновать.
Болдуман умер.

Да здравствует Болдуман.

А дальше ссылки и ссылки, потому что именно сейчас возможно узнать о Болдумане ВСЕ.

Друзья разбирают архивы …

Вот: http://alexanderbasov.livejournal.com

И вот: http://community.livejournal.com/boldumanu

http://kunshtuk.livejournal.com

Там стихи, рисунки, фотографии, видео…

А я что?

Я остаюсь в своем узком формате.

Он немного успел прожить и написать в этом году.

Вот написанное им совместно с Женей Мякишевым.

Михаил Болдуман. Стихи этого года (совместно с Евгением Мякишевым)

epistola

Стою на почте у окна,

чтоб поскорей отправить в путь

сие послание. Одна

живая трепетная суть —

не жмудь, а — жуть, таёжный жи-

тель неизменных снежных стран —

сказал мне как-то: «Расскажи,

что есть Великий Болдуман?»

На север лыжи положив,

туда, где стылый океан,

я молвил: «Там живут моржи…

моржа крупнее Болдуман!»

Я палкой показал в леса,

сказав: «Красив в лесах олень,

но Болдуманова краса

затмит его и в ночь, и в день!»

Затем я поднял руку вверх

и произнёс: «Смотри скорей —

там, в небесах, кружится стерх,

но Болдуман его быстрей!

А видишь — мудрая сова

на мышь устроила капкан

и ждёт в ветвях? Но раза в два

её умнее Болдуман!»

И вот — по почте, Болдуман,

я срочно сообщаю Вам:

Один доверчивый шаман

уж Вам в тайге построил храм.

nightclub

Звучала музычка весёлая,

Толпа плясала полупьяная,

И вдруг девица полуголая

Ко мне прилезла, вдрызг буяная.

Я заседал в углу — за столиком

С двумя волшебными поэтами —

Один был просто алкоголиком,

Другой зело торчал, поэтому

Мне с ними было комфортабельно —

В ночном сомнительном клубешнике —

Я ж и бухал нереспектабельно,

Да и торчал не на кубешнике.

А девку эту — полуголую —

Я трахнул сразу по лбу чашкою,

Однако не разбил ей голову,

Закушав водку промокашкою.

про геху

* * *

В преддверье сибирской тайги,

В отрогах Алтайских предгорьев*,

В холопах у Бабы-Яги

Служил вечнопьяный Григорьев**.

Но поездом с бурым углём —

Тяжёлым товарным составом —

За длинным халявным рублём

Он лихо махнул с ледоставом

В промозглый, смурной Петербург…

И в поезде том на досуге,

Хранясь от морозов и пург,

Он так танцевал буги-вуги,

Что уголь попа́дал в кювет,

А поезд чуть с рельс не сорвался

И с курса не сбился. Но нет —

До Питера всё же добрался!..

В беспамятстве Баба-Яга

Колотит костяшками ступу:

«Какого я в доме врага

Пригрела! Какую залупу!

Григорьев, задроченный гном!

Ведь был мне — слуга и приятель!

С каким я связалось говном!…

Ты видишь, Ты слышишь, Создатель!..»

Создатель, настроив ушко

На дикие вопли с Алтая,

Подумал: «Нам всем нелегко

С Григорьевым…» Всё. Запятая,



* предгорьев — (здесь) предгорий.

Крещение

В Крещенский мороз отрубили тепло —

В Норе у меня… безмазовый сюрприз.

По этому случаю плющу мурло,

Взирая с опаской в (сомнительный)низ:

Не пол, а улёт — не паркет, а каток!

Где люстра была — там возник сталактит —

Соседской воды затвердевший поток…

Что ж… Сколь бы я ни был знатён и мастит —

Я выйду на улицу с ломом в руках —

Мне влом, но планида — откалывать лёд —

Витать в облаках — не судьба впопыхах:

Я вновь отменяю волшебный полёт…

Направь же, читатель, свой калейдоскоп,

Как я — Магеллан галактических грёз —

В Крещенский мороз, в петербургский раскоп,

Где я закопался, похоже, всерьёз!

Онтологическое

Я грежу об инертном деривате

От нескалярной сути естества —

С прелестною феминою в кровати

В преддверии Святого Рождества.

Во мне эквиваленты антиномий

Галактики — ведут неспешный спор,

Сатурн — в зените, Марс — в четвёртом доме

И ангелов поёт несметный хор.

Графин вина, дорожка, джойнт и книга

Уж жаждут пробужденья моего,

И солнечная Фебова квадрига

Меня везти готова — одного —

К интуитивным сумеречным далям,

Где катарсис испытывает дух…

Давай-ка мы винишка засандалим,

Прелестная фемина, сцуко… УХ!

банка

Опьянённый любительским пивом,

Я склонённый стою над Фонтанкой.

Наблюдаю за дивным я дивом —

Оловянной консервною банкой,

Что не тонет, хотя из металла

И бока, и округлое днище,

Отражается в коем устало

Бородатое чьё-то греблище.

Не моё ли? — мелькает догадка, —

Но уж больно лоснится и мерзко

Ухмыляется приторно-гадко,

Кажет зубы неровные дерзко,

Изрыгает огрызки речений

Неприличного, бранного свойства;

В бороде его — крошки печений,

А в глазах у него беспокойство,

Беспокойство нездравого толка

И отсутствие здравого смысла;

Цвет, как шкура тамбовского волка

Или редька, которая скисла

И покрылась кухонною пылью, —

Только нос жизнерадостно-красен,

Истекающий слизистой гнилью…

Я ли это? Ведь я же прекрасен, —

Пусть и вправду крупны мои формы, —

Чист я кожей и светел я взором,

Нос — в пределах естественной нормы,

Зубы — ровный забор без зазоров;

Борода, распушившись приятно,

Придаёт мне античное что-то;

Аккуратна она и опрятна —

Ни печения в ней, ни блевоты —

И улыбка моя — симпатична!

Речь — стройна, как младая испанка! —

Что ж ты этак меня нетактично

Отражаешь, консервная банка?

Что же, сука ты бля, так облыжно

На живую клевещешь природу?

А возьму-ка я, знаешь, булыжник

И метну его, видишь ли, в воду…

Взял. Метнул… Вместо дивного дива

Пузыри да круги по Фонтанке.

А пойду-ка ещё выпью пива

Банки три. Только — правильных банки!..

Юлия Беломлинская