- Черный лебедь
- Режиссер — Даррен Аронофски
- США, 2010, 103 мин.
От тебя всего чего-то требуют и ждут. От родителей до государства. Эмоции и желания находят выход в домашних скандалах и пятничных барах. Случай, когда стать самим собой необходимо во имя, например, карьеры, выпадает далеко не всем. Героине Даррена Аронофски повезло: ей это нужно для роли. И вот уже на мамин возглас: «Что стало с моей милой девочкой?» она кричит: «Ее больше нет!» Конечно, хорошие девочки черных лебедей не танцуют.
Театр балета в Нью-Йорке планирует новую постановку «Лебединого озера». Исполнительница главной роли должна воплотить в себе обоих лебедей — белого и черного. Этот шанс выпадает талантливой балерине Нине (Натали Портман), отличающейся безупречной техникой. Она идеальна в образе белого лебедя, но, увы, недостаточно страстна для черного. Абсолютной уверенности в успехе грядущего выступления нет. К тому же появляется Лили (Мила Кунис) — соперница Нины, которой может достаться роль. Личное стремление к совершенству, а также влияние в лице матери (Барбара Херши) и режиссера балета Тома (Венсан Кассель) не могут позволить девушке уйти на второй план. Чтобы удержаться на плаву, Нине необходимо обнаружить в себе черного лебедя. Герои фильма начинают предлагать неизвестные ей ранее ощущения. Тома открывает путь сексуального раскрепощения, Лили — ночных клубов, алкоголя и экстази, а мать Нины продолжает контролировать каждый шаг дочери и беспрерывно следить за ее режимом дня и тренировками.
В пространстве фильма сталкиваются два мира — мир Нины, сплошь состоящий из галлюцинаций, и мир реальный. Последний — нечастый гость героини, он возникает скорее как озарение, а не как объективная данность. Лебединая история с балетной сцены переходит в сознание девушки. Лили оказывается олицетворением того самого черного лебедя, двойника балерины. В ней выражается та дьявольская сущность, которая скрывается в самой Нине. Соперничество с Лили из банальной борьбы за роль превращается в битву с самой собой. Так, попытка обратиться в черного лебедя становится развоплощением истинного «я». Кажется, что из самой глубины через боль и кровь вырывается что-то живое. Отсюда гротескные кадры царапин, содранных ногтей, ран и черных перьев, пробивающих кожу. Перерождение произойдет в финальном выходе Нины на сцену, в котором она станет не только образцом безупречности, но и примером человеческой неспособности принять свою истинную природу. По традиции, свобода обретается лишь в смерти.