Я и ты (SageFemme)
Режиссер: Мартен Прово
В ролях: Катрин Фро, Катрин Денёв, Оливье Гурме
Страна: Франция
2017
Удивительно, как по-разному можно сказать спасибо. Иногда достаточно взгляда. Иногда – слова. Но Мартен Прово по мелочам не разменивается. Его спасибо – это целый фильм.
Драма «Я и ты» на языке оригинала носит совсем другое, менее романтичное название – «Акушерка». Главная героиня фильма, одинокая Клер, воспитывает уже взрослого сына, работает в родильном доме, первоклассно исполняя свои обязанности. Работа для нее – долг. Этим сухим, но благородным словом можно описать всю ее жизнь. Нет никаких излишеств: велосипед, бежевый тренч, скромная квартирка и маленький клочок земли на берегу Сены. Но достаточно одного телефонного звонка, чтобы купол над стерильным, выверенным по часам миром героини дал трещину, впустил запахи и звуки настоящей жизни со всеми ее причудами.
Олицетворением постоянного хаотичного движения стала героиня Катрин Денёв – Беатрис Соболевски. Взбалмошная любительница вина и мужчин, она когда-то, бросила Клер и ее отца в погоне за собственной мечтой. Но время расставило все по своим местам, и теперь Беатрис нуждается в заботе и поддержке своей падчерицы. Две женщины, которым нужно многое простить друг другу. Две жизни связаны судьбой, и эта связь воплотилась в маленьком, но таком емком союзе «и» между одиноким «я» и не менее одиноким «ты».
И в литературе, и в кино принято ругать переводы названий. Вот и здесь от первоначального «Акушерка» до неузнаваемого «Я и ты», казалось бы, пропасть. Однако во французском языке «sagefemme» имеет и второе значение – «мудрая женщина». И если первое значение слова – это явная отсылка к героине Фро, то второе – к героине Денёв, Беатрис, по-женски мудрой и обладающей вкусом к жизни. Именно она возвращает Клер желание быть женщиной, быть любимой, разрушить плотину, отгораживающую ее мир от чудес и удовольствий. Ведь жизнь слишком коротка, чтобы отказывать себе в счастливых моментах, и Беатрис как нельзя лучше об этом знает. Два женских характера, противоречивых и все-таки невероятно близких, слились в оригинальном названии и воплотились в довольно обыденной, но подходящей по смыслу фразе «Я и ты».
Несмотря на то, что жанр заявлен как драма, в фильме достаточно много доброго незатейливого юмора. У зрителя может сложиться впечатление, что монологи Денёв прописаны с бóльшим старанием, нежели реплики Фро. В целом героиня Денёв кажется более выразительной, однако ее образ иногда выглядет слишком нагруженным. Интересно, что в последнее время Катрин Денёв играет харáктерные роли, местами даже комедийные. Вспоминается небольшая, но действительно запоминающаяся, даже эксцентричная роль актрисы в фильме «Новейший завет». Мартен Прово, не только режиссер, но и сценарист фильма, признался, что роль Беатрис Соболевски он писал специально для Денёв, еще не зная, согласится ли звезда принять участие в его фильме. Но надо отдать должное и Катрин Фро: она совершенно очаровательно играет влюбленную женщину, поющую песни в кабине грузовика. Лишний раз убеждаешься, что легкость и кокетство – вне возраста: на момент съемок Катрин Фро исполнилось шестьдесят лет. С трудом в это верится, когда наблюдаешь стройную подтянутую фигуру актрисы в откровенных, но по-настоящему художественных сценах.
В целом эстетика «Я и ты» незамысловата: виды Парижа, запущенный садик. Однако нерасторопная Сена, которая стала в этом фильме еще одной героиней – примиряющей, всепрощающей силой, олицетворяет ни больше ни меньше – саму жизнь. Мартен Прово не шокирует и не наставляет, а всего лишь напоминает, что вся наша жизнь – это череда связей между «я» и «ты», это калейдоскоп радостей и горестей, это непрерывное движение навстречу. Но даже в этом движении всегда есть время, чтобы остановиться и сказать спасибо тем, кто рядом, и тем, кто непоправимо далеко.
Фильм «Я и ты» простой и очень личный, фильм – спасибо, которое говорит режиссер неизвестной акушерке, женщине, что помогла ему появиться на свет и спасла, став для него донором. Мартен Прово пытался найти ее, но тщетно – все данные оказались утеряны. Когда у человека опускаются руки, на помощь приходит искусство. Так режиссер не только выразил свою благодарность, но и воспел всю эту сумасшедшую, нелепую, серьезную, такую разную и такую волнующую жизнь.