Джеки (Jackie)
Режиссер: Пабло Ларраин
Страна: Чили, Франция, США
В ролях: Натали Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Херт, Ричард Э. Грант и другие
2016
В минувший понедельник Американская киноакадемия в очередной раз вручила свои награды.Триумфаторами церемонии стали уже легендарный мюзикл «Ла Ла Лэнд» (6 статуэток) и еще не оцененная по достоинству зрительским вниманием драма «Лунный свет» (3 награды, включая «Лучший фильм»). Традиционно в тени остались не только эпичные авторские картины («Тони Эрдманн», «Молчание» и другие), становящиеся все менее релевантными для данного конкурса, но и очаровательные и сдержанные фильмы, вроде «Джеки».
«Джеки» — фильм-биография, рассказывающий о последних часах жизни великого американского президента Джона Кеннеди, и фильм-портрет первой леди, переживающей самые тяжелые времена в своей жизни.
Джеки — он или она? Джон или Жаклин? На экране женщина, первая леди, заботящаяся об уюте Белого дома, мать двух маленьких детей. Ее статусу и красоте позавидовали бы многие. А случившейся с ней трагедии? Едва ли кто-нибудь соблазнится такими страшными переживаниями. Перед нами фильм об интимном человеческом в жизни публичной личности и о частном в столь общей судьбе.
Картина состоит из трех повествовательных линий, собранных вокруг главной героини — Жаклин Кеннеди (Натали Портман): воспоминания, интервью, исповедь. Все линии пересекаются, и структурно, и идейно — зритель может сделать вывод о состоянии Джеки: об испытываемом чувстве вины за то, что не защитила мужа, о чувстве растерянностиперед смутно представляемым будущим, о чувстве жалости к себе и детям из-за несправедливости судьбы. Даже в этом состоянии первая леди сохраняет контроль над эмоциями, над записями журналиста, над своим безупречным внешним видом. Всегда сильная и уверенная, стойкая и спокойная. Но за этой, почти мужской, стойкостью кроется нежная и трепетная женская душа. Женщина, находящая удовольствие в популярной музыке, в то время как муж размышлял о древних греках и римлянах, черпающая наслаждение в вечерней игре с детьми в лучах закатного солнца и испытывающая меланхолию во время одинокой поездки по ночному, горящему фонарями городу. Можно было бы назвать это сентиментальным пафосом картины, но хочется назвать это чарующей тканью фильма, его кадров, монтажа, цветовых переходов, волнующей музыки и безупречно красивой Кеннеди-Портман. Именитая американская актриса абсолютно гармонично слилась с образом первой леди, сыграв, возможно, лучшую роль в своей нынешней фильмографии. Для Пабло Ларраина «Джеки» не стал принципиально новым этапом в творческой биографии. Фильмы о политических деятелях («Нет», 2012) и фильмы-биографии («Неруда», 2016) режиссер снимал и раньше. При этом он не предлагает новую интерпретацию громкой американской трагедии, не высказывает свою версию преступления, не раскрывает новые подробности, но показывает случившееся с абсолютно нового ракурса — через любящий женский взгляд.
Через женский образ формируется и мужской. Джеки — своеобразное отражение Джона. В откровенном диалоге со священником Жаклин с глубоким отчаянием говорит, что нужно было выйти замуж «за ленивого уродливого мужчину». Тогда бы ее ждала другая судьба, другие требования и обязательства, и сама она была бы другой. Но Жаклин Кеннеди предназначено было стать сильной, сдержанной, прекрасной и образцовой леди, иногда напевающей главный мотив своей жизни: «И помнит пусть народ,/ Что на блистательный и краткий миг/ У нас был Камелот!»