Внутренняя империя (Inland empire)

Внутренняя империя (Inland empire)

  • CША — Польша — Франция, 2006
  • Режиссер: Дэвид Линч
  • В главных ролях: Лора Дерн, Джереми Айронс, Дайана Лэдд
  • 172 мин.

Император-крысолов

Всегда в мировой культуре были, есть и будут люди, не подпадающее под простое определение «писатель» или же «режиссер». Кинематографист и художник Дэвид Линч как раз из таких. Еще в 80-х он добился того, что каждый его новый фильм становился явлением не только в кино, но и в искусстве вообще. Неповторимый стиль постановщика, умение создавать свой собственный мир стали известны по всему земному шару. Поэтому создаваемую Линчем киновселенную можно смело назвать его империей, где он — безоговорочный повелитель, а от зрителя требуется следование правилам императора Дэвида. По той же причине не стоит цепляться к его фильмам с традиционными соображениями о сюжетосложении, логике и проч. А для начала забудьте о географии: вам важно знать, что Inland Empire — всего лишь район в Калифорнии? Не думаю.

Воспроизвести сюжет последней линчевской работы нелегко. Наверное, речь идет об актрисе Никки Грейс (Лора Дерн), добившейся роли в очередной мелодраме. Хотя у проекта зловещее прошлое, которое тщательно скрывается от актеров и как-то связано с давними событиями в Польше. По ходу съемок реальность и киновымысел начинают взаимозаменять друг друга: Никки теряет связь с обычной жизнью, зато получает возможность влиять на те самые давние польские события, поддерживать контакт с персонажами «ситкома» о кроликоподобных людях (или человекоподобных кроликах?) и помогать жертвам некоего зловещего гипнотизера, заодно вступая с ним в борьбу… И из переусложненной истории вдруг начинает вырисовываться портрет искусства кино, «кисти\камеры» Линча. Кино становится силой, подменяющей повседневное существование, предлагающей свой хронометраж жизни, свои стереотипы и правила. Результатом такой силы кино может стать подавление человеческих эмоций и индивидуальности, но одновременно и спасение от такого подавления. Главное — как этой силой воспользоваться: во благо или во вред. Впрочем, так увидел «Внутреннюю империю» я. Полагаю, у каждого зрителя возникнет своя трактовка. Что касается свободы толкования, то Линч только поощряет самые смелые выводы.

Новая работа режиссера удивляет умением, оставаясь в рамках своего стиля, совершенствовать его, не повторяясь, а доводя особенности жанра «фильм Дэвида Линча» до запредельных высот. Аудиовизуальные эффекты (зачастую работы самого постановщика), световые и звуковые находки, монтажные изыски, перефразирование штампов триллеров, хорроров, мюзиклов и телевизионных комедий создают удивительное завораживающее — то пугающее, то притягивающее — смешение снов, киновымысла, реальности и фантазии. Однако Линч не позволяет своему гению затмить актеров. Другое дело, что умение работать с исполнителями тоже можно считать одним из доказательств мастерства художника. Самый изощренный ряд образов не произведет впечатления, если в фильме нет интересных и отлично сыгранных персонажей. Линч это знает: он давал лучшие роли Кейджу, Маклоклену и Наоми Уоттс (список можно продолжить, но я остановлюсь, добавлю только: поклонники красавицы Уоттс, попробуйте найти ее в «Империи»). В данном фильме нечто феноменальное, не поддающееся описанию демонстрирует Дерн. Она уже снималась у режиссера («Синий бархат», «Дикие сердцем»), но впервые получила возможность по-настоящему блеснуть своим потрясающим талантом. От этого и следишь за происходящим с вовлеченной в мрачную игру Никки-Дерн со страхом, волнуясь за героиню.

Восторги по поводу «Империи» можно было бы продолжить. Проблема в том, что фильм Линча из тех, какие не оценишь, пока не увидишь воочию. В этом смысле Линч, наверное, единственный из здравствующих кинематографистов, воссоздающих на экране киноэквивалент истерического реализма, показательного для рубежа веков направления. Поэтому происходящее в работах Линча может напомнить что-то из Пинчона, например. К тому же, как лучшим романам направления трудно найти экранное воплощение, так и картины режиссера не поддаются пересказу. Смотрите, решайте все для себя сами.

Раз уж зашла речь о параллелях, то я заметил такой вот интересный момент. Смотря фильм или читая книгу, я, по дурной библио-синефильской привычке, начинаю считать цитаты и отсылки. Попробовал было в «Империи» — опасное смешение правды и вымысла в сознании актрисы из «Цвета безумия» Сатоши Кона, зловещий гипнотизер из «Исцеления» Кийоши Куросавы, «ситком» про кроликов из рассказов Хейвуда Бруна… Но фильм настолько затянул, что о своей гурманской забаве я скоро забыл, оказавшись полностью затянутым в «империю» Линча. Возвращаясь к заголовку, хочу сравнить кинематографиста с тем самым сказочным героем. Линч своими фильмами заманивает нас в глубины темных (с обязательными красными портьерами) коридоров своей вселенной, словно крысолов волшебной дудочкой. И мы покорно следуем за ним, блуждаем по его «Внутренней империи», и с каждой новой работой все меньше хотим возвращаться.

Иван Денисов