- Стивен Вайнберг. Объясняя мир. Истоки современной науки. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 474 с.
Книга одного из самых известных ученых современности, нобелевского лауреата по физике, доктора философии Стивена Вайнберга — захватывающая и энциклопедически полная история науки. Это фундаментальный труд о том, как рождались и развивались современные научные знания, двигаясь от простого коллекционирования фактов к точным методам познания окружающего мира. Один из самых известных мыслителей сегодняшнего дня проведет нас по интереснейшему пути — от древних греков до нашей эры, через развитие науки в арабском и европейском мире в Средние века, к научной революции XVI–XVII веков и далее к Ньютону, Эйнштейну, стандартной модели, гравитации и теории струн. Эта книга для всех, кому интересна история, современное состояние науки и те пути, по которым она будет развиваться в будущем.
Часть 1. Физика в Древней Греции
Глава 4. Эллинистическая физика и техника
После смерти Александра Македонского его империя развалилась на несколько частей. С точки зрения истории науки наибольший интерес из образовавшихся в тот момент государств
представляет Египет. Там правила династия царей греческого
происхождения, которую основал Птолемей I, один из главных военачальников армии Александра. Закончилась династия
на Птолемее XV, сыне Клеопатры и (возможно) Юлия Цезаря.
Последний из царствовавших Птолемеев был убит вскоре после
поражения флота Антония и Клеопатры у мыса Акциум в 31 г.
до н. э., после чего Египет был поглощен Римской империей.Эпоху от Александра до битвы при Акциуме1
принято называть Эллинистическим периодом. Это понятие (в немецком
языке — Hellenismus) было введено в употребление в 1830-х гг.
Иоганном Гюставом Дройзеном. Не уверен, так ли задумал
Дройзен, но, с моей точки зрения, по-английски слова с суффиксом «-ический» звучат как понятия с оттенком вторичности,
в отличие от слов без него. Например, «архаический» используется для имитации чего-либо из эпохи архаики, и в этом отношении напрашивается мысль, что эллинистическая культура была
вторична по отношению к культуре непосредственно Эллады,
как если бы она лишь воспроизводила достижения Классического периода, длившегося с V по I в. до н. э. Эти достижения
действительно были значительны, особенно в области геометрии, драматического искусства, историографии, архитектуры,
скульптуры и, возможно, в иных областях искусства Классического периода, таких как музыка или живопись, которые
не дошли до нашего времени. Но именно наука достигла в Эллинистический период таких высот, которые не только затмили
научные успехи Классической эры, но и не были превзойдены
вплоть до научной революции XVI–XVII вв.Особенно важным центром науки эллинизма был город
Александрия, столица династии Птолемеев, основанная самим
Александром недалеко от устья Нила. Александрия стала крупнейшим городом в греческом мире, и даже потом, в Римской
империи, уступая размером и роскошью лишь самому Риму.Около 300 г. до н. э. Птолемей I основал Александрийский
Мусейон — им стала часть царского дворца. Вначале Музей,
названный так, потому что был посвящен девяти музам, был
местом, где изучали литературу и языки. Но после восшествия
на престол Птолемея II в 285 г. до н. э. он превратился также
и в центр по изучению наук. Над литературой знатоки продолжали работать и в Музее, и в Александрийской библиотеке,
но теперь в Музее муза астрономии Урания засияла ярче своих
сестер, отвечающих за различные искусства. Музей и наука
Древней Греции пережили падение династии Птолемеев, и,
как мы увидим, некоторые наиболее значительные достижения
в науке совершались в греческой половине Римской империи —
в основном в Александрии.Миграция интеллектуалов того времени между Египтом
и греческой метрополией напоминала миграцию между Америкой и Европой в XX в.2
Богатство Египта и щедрость по отношению к грамотным людям, по крайней мере первых трех правителей из династии Птолемеев, привлекали в Александрию уже
прославившихся в Афинах ученых, точно так же как Америка
притягивала к себе европейскую интеллигенцию начиная с 30-х
годов XX в. и по сей день. Начиная с 300 г. до н. э. бывший участник афинского Ликея Деметрий Фалерский стал первым директором Музея, перевезя в него свою афинскую библиотеку. Примерно тогда же Птолемей I вызвал из Афин другого участника
Ликея, Стратона из Лампсака, чтобы тот стал учителем его сына.
Возможно, именно ему принадлежит заслуга в том, что Музей
превратился в научный центр после того, как сын Птолемея
унаследовал престол.Путешествие морем из Афин в Александрию в эпоху эллинизма и во времена Рима занимало примерно то же время, какое
требовалось пароходу в XX в., чтобы дойти из Ливерпуля в Нью-
Йорк. Поэтому люди массово перемещались в обоих направлениях между Египтом и Грецией. К примеру, Стратон не остался
в Египте насовсем — он вернулся в Афины, чтобы стать третьим
главой Ликея.Стратон был ученым-наблюдателем. Он сумел установить,
что падающие тела движутся вниз с ускорением, наблюдая,
как ведет себя струя воды, стекающей с крыши во время дождя,
когда она разбивается на отдельные капли. Он заметил, что эти
капли удаляются друг от друга по мере падения. Так происходит
потому, что капля в нижней части струи падает дольше и в силу
того, что ускоряется, проходит большее расстояние, чем непосредственно следующая за ней капля, которая в тот же момент
времени падала не столь долго (см. техническое замечание 7).
Также Стратон обратил внимание, что тело, падающее с небольшой высоты, лишь слегка ударяется о землю, тогда как оно же,
упавшее со значительной высоты, бьется о землю гораздо сильнее, и это означает, что его скорость увеличивается за время
падения3
.Вероятно, не случайно Александрия, как и другие центры
древнегреческой натуральной философии — Милет и Афины,
была и центром коммерции. Оживленный рынок привлекает выходцев из иных культур и вносит разнообразие в сельское хозяйство. Коммерческие связи Александрии простира-
лись очень далеко: товары из Индии попадали морским путем
в Средиземноморье, путешествуя на судах через Аравийское
море, далее — на север вдоль Красного моря, потом караваном
до Нила и затем вниз по реке до Александрии.Однако в интеллектуальном климате Афин и Александрии
были существенные различия. В частности, ученые из Музея
обычно не занимались созданием всеобъемлющих теорий, так
привлекавших греческих мыслителей от Фалеса до Аристотеля.
Как отмечает Флорис Коэн, «афиняне мыслили о всеобщем,
а александрийцы — о частном«4
. Ученые из Александрии сосредоточились на изучении отдельных явлений, в чем они действительно могли добиться реальных успехов. Их тематика включала
оптику, гидростатику и, прежде всего, астрономию — предмет
второй части этой книги.То, что древнегреческие мыслители Эллинистической
эры не пытались создать «теорию всего», вовсе не говорило
об их ущербности. И тогда, и сейчас для развития науки крайне
важно отличать, какие задачи созрели для изучения, а какие —
еще нет. Например, на рубеже XIX–XX вв. некоторые ведущие
физики того времени, такие как Хендрик Лоренц и Макс Абрахам, затратили массу усилий на то, чтобы понять структуру
открытого незадолго до того электрона . Все было напрасно:
никто не смог добиться лучшего понимания природы электрона
до тех пор, пока два десятилетия спустя не была изобретена
квантовая механика. Создание и развитие Специальной теории относительности Альбертом Эйнштейном стало возможно
благодаря тому, что он решил не принимать во внимание,
чем на самом деле являются электроны. А затем, в преклонном
возрасте, Эйнштейн обратился к вопросу объединения известных природных взаимодействий и не достиг никакого успеха,
поскольку в то время еще не было накоплено достаточно знаний для новой теории.Другое важное отличие ученых эпохи эллинизма от ученых эпохи классицизма было в том, что, в отличие от своих
предшественников, они с гораздо меньшим снобизмом относились к делению предмета науки на чистое знание как таковое и на знание, используемое в прикладных целях: в греческом языке — противопоставление понятий ἐπιστήμη и τέχνη
(в латыни — scientia и ars). История свидетельствует, что мно
гие философы рассматривали изобретателей примерно так же,
как распорядитель увеселений Филострат в шекспировской
пьесе «Сон в летнюю ночь», говоря об участниках афинской
актерской труппы: «Здешний мелкий люд, мастеровые с жесткими руками, вовек не изощрявшие мозгов». Как физик, чья
область интересов — исследование элементарных частиц и космология, не имеющая немедленного практического применения, я, разумеется, не собираюсь утверждать, что чистое знание — это что-то плохое, но проведение научных исследований
на благо человека — это чудесный способ заставить ученых
перестать витать в эмпиреях и вернуться к реальности5
.Естественно, что люди были заинтересованы в усовершенствованиях техники еще с тех времен, как научились использовать огонь для приготовления пищи и делать инструменты,
ударяя одним камнем по другому. Но устойчивый интеллектуальный снобизм таких мыслителей Классического периода,
как Платон или Аристотель, прочно отгораживал их теоретические работы от реального применения.И хотя этот предрассудок не исчез и при эллинизме, он перестал быть столь влиятельным, как раньше. Некоторые люди,
даже не аристократического происхождения, в это время смогли
прославиться, создав технические изобретения. Хорошим примером служит Ктезибий Александрийский, сын цирюльника,
который в середине III в. до н. э. изобрел гидравлические насосы
и водяные часы, измеряющие время более точно, чем их предшественники, за счет поддержания постоянного уровня жидко-
сти в сосуде-измерителе, из которого вытекала вода. Ктезибий
снискал такую известность, что его упоминал два столетия спустя римский автор Витрувий в своем трактате «Об архитектуре».Важно то, что некоторые технические изобретения века
эллинизма были созданы теми же учеными, которые занимались систематическими научными исследованиями, в свою очередь служившими почвой для изобретений. К примеру, Филон
Византийский, живший и работавший в Александрии примерно в 250 г. до н. э., был военным инженером, написавшим
сочинение под названием «Механика», посвященное устройству гаваней для судов, укреплений, осадных приспособлений и катапульт (частично его работа была основана на трудах
вышеупомянутого Ктезибия). Но в книге «Пневматика» Филон
приводит экспериментальные доводы, подтверждающие взгляд
Анаксимена, Аристотеля и Стратона на то, что воздух является реальной субстанцией. Например, если пустую бутылку
опустить в воду открытым горлышком вниз, вода не станет ее
наполнять, поскольку ее не пустит воздух, которому некуда
выйти из такой бутылки. Но если позволить воздуху уйти, проделав отверстие в донце, то вода заполнит сосуд6
.
Техническое замечание 7 Стратон пронаблюдал, что падающие одна за другой капли одной струи отдаляются друг от друга все больше и больше по мере падения. Из этого факта он заключил, что капли падают ускоренно. Если одна капля в какой-то момент падения оказалась ниже другой, это значит, что первая из них прошла большее расстояние. К тому же, раз капли по мере падения отдаляются, то та из них, которая падает дольше, падает быстрее, демонстрируя ускоренное падение. Хотя Стратон не знал этого, ускорение в этом случае постоянно, и, как мы увидим, результатом является то, что разрывы между каплями в цепочке капель, в которую превращается струя, возрастают пропорционально времени падения.
Как упоминалось в техническом замечании 6, если сопротивлением воздуха можно пренебречь, то ускорение падающего тела равно g, ускорению свободного падения , которое вблизи поверхности Земли равно 9,8 м / с за секунду. Если в начальный момент падения тело находилось в покое, то по истечении интервала времени τ (тау) его скорость будет равна gτ. Таким образом, если две одинаковые капли 1 и 2 срываются со среза одного и того же сливного лотка в различные моменты времени t1 и t2 , то в какой-то более поздний момент времени они приобретут скорости v1 = g (t — t1) и v2 = g (t — t2) соответственно. Разность их скоростей, таким образом, составит:
v1 — v2 =g (t — t1) — g (t — t 2) = g (t2 — t1). Несмотря на то что и v1 , и v2 растут со временем, их разность не зависит от конкретного момента t, поэтому расстояние s между двумя каплями просто увеличивается прямо пропорционально времени:
s= (v1 — v2) t = gt( t1 — t2). Например, если вторая капля срывается со среза сливного лотка на одну десятую долю секунды позже первой, то половину секунды спустя две капли окажутся на расстоянии 9,8 × 1 / 2 × 1 / 10 = 0,49 м одна от другой.
Примечания 1. Это наименование я позаимствовал из ведущей современной работы по этому периоду: Alexander to Actium (University of California Press, Berkeley, 1990).
2. Я считаю, что это замечание первоначально принадлежало Джорджу Сартону.
3. В английском переводе Симпликий о работах Стратона см.: M. R. Cohen and I. E. Drabkin, A Source Book в Greek Science (Harvard University Press, Cambridge, Mass., 1948), pp. 211–212.
4. H. Floris Cohen, How Modern Science Came into the World (Amsterdam University Press, Amsterdam, 2010), p. 17.
5. О новейших исследованиях взаимосвязи технологии с физикой см.: Bruce J. Hunt, Pursuing Power and Light: Technology and Physics from James Watt to Albert Einstein (Johns Hopkins University Press, Baltimore, Md., 2010).
6. Описание экспериментов Филона см.: G. I. Ibry-Massie and P. T. Keyser, Greek Science of the Hellenistic Era (Routledge, London, 2002), pp. 216–219.