Рождественские сказки: Сказки, легенды, истории
- Предисл. Н. Голя;
- Пер. Л. Ю. Брауде, А. Ганзен, Т. Озерской и др.
- СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика»,
- 2009.
- 368 с.: ил.
Если речь идет о далекой истории, о незапамятных временах, часто говорят: «Это было еще до нашей эры». А когда же началась наша, новая эра?
Давным-давно там, где расположено теперь государство Израиль, процветала страна Иудея. Ее земли простирались от Средиземного до Мертвого моря, от реки Иордан до Аравийской пустыни, которую называли тогда Египетской. Скотоводы и земледельцы, ремесленники и пастухи населяли Иудею. Была она плодородна и богата. Славился повсюду своим величием Иерусалим — столица государства. Из разных краев тянулись караваны в торговый город Вифлеем. Утопал в зелени миндалевых рощ Назарет…
В сороковом году до нашей эры правил Иудеей властолюбивый и жестокий царь Ирод, сын Антипатра. Вся Иудея безропотно повиновалась ему, великолепны были его дворцы и сокровищницы, но ни на минуту не оставляли Ирода подозрения и тревога. А все из-за давнишнего предсказания пророка Михея о том, что в один прекрасный день родится на земле иудейской младенец, который станет истинным царем, мудрым и справедливым. И тогда власти Ирода наступит конец. Когда это случится и кто будет этим подлинным царем, в пророчестве не говорилось. Поэтому Ирод подозревал каждого. А утвердившись в подозрениях, не помнил о милосердии: даже жену свою и двух сыновей, наследников престола, приказал умертвить. Ни днем ни ночью не мог Ирод обрести покой.
Совсем иначе, не ведая ни богатства, ни соблазнов, ни тревог, жил в Назарете немолодой уже плотник, вдовец, по имени Иосиф, трудами рук своих зарабатывавший на хлеб. Он был обручен с девушкой, которую звали Марией. Однажды к ней явился ангел с благой вестью. Он сказал Марии, что скоро у нее появится младенец. Суждено ему быть Сыном Божиим и Сыном Человеческим, царем над царями, и царству его не будет конца.
И, сказав это, ангел исчез.
Мария и Иосиф удивились и обрадовались, но радость свою хранили молча. Они были людьми простыми и скромными и не возгордились выпавшим на их долю счастьем. В обычных заботах и молитвах ждали они рождения младенца. Недолго уже оставалось до этого дня, когда вышло повеление пересчитать всех жителей страны. Каждый должен был явиться в город своего рождения, на землю предков, чтобы имя каждого переписчики внесли в список. Иосиф родился в Вифлееме, и Мария происходила из того же рода. Пришлось им покинуть Назарет и отправиться в Вифлеем.
Добрались только глубокой ночью. Мест в гостинице не нашлось — слишком уж много было приезжих. По счастью, неподалеку от Вифлеема путники нашли пещеру, в которой пастухи обычно укрывали от непогоды свое ста до. Именно в эту ночь под низкими каменными сводами у Марии родился сын. Она спеленала его, как полагалось, и положила в ясли — выдолбленное из дерева корыто, в котором задают корм животным. Таким, мирно спящим в яслях, и увидели новорожденного местные пастухи, которых известил о чуде явившийся им ангел. Они были первыми из посторонних, кто увидел младенца, но не единственными, кто знал о его появлении на свет.
Еще одним знамением было отмечено это событие: в небе зажглась новая звезда, яркая-преяркая. Волхвы — мудрые звездочеты, жившие далеко на Востоке, — сразу поняли смысл появления невиданного светила. Они ведь тоже знали о пророчестве.
Звездочеты отправились в ту сторону, где воссияла звезда, пересекли пустыню, утоляя жажду водой редких колодцев, и добрались до Иерусалима. Их появление и рассказы страшно обеспокоили царя Ирода. Стало ясно, что час, которого он так боялся, настал.
Но, притворившись обрадованным, Ирод попросил волхвов:
— Разузнайте, где этот младенец, и сообщите мне, я тоже пойду ему поклониться!
Он был не только жесток, но и коварен, царь Ирод.
Волхвы снова отправились в дальний путь. Негасимая путеводная звезда указывала им дорогу и днем и ночью. Остановилась она только над Вифлеемом, устремив луч на пещеру, где лежал в яслях новорожденный, зовется та путеводная звезда с тех пор Вифлеемской.
Войдя, волхвы увидели младенца, озаренного неземным светом, и Марию и пали ниц перед ними. Они преподнесли младенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Это были непростые подарки, они таили особый смысл.
Первый дар — золото, оно, как и все земные богатства, принадлежит земному царю, оно — знак власти на земле. Волхвы свой первый дар вручили новорожденному как главному из земных царей, Царю царей.
Второй дар — ладан. Это ароматическое вещество, которое поджигают при богослужении, чтобы молитвы достигли небес вместе с благоуханным дымом и были услышаны Богом. Сыну Божьему — владыке небесному принесли волхвы свой второй дар.
Третий дар — смирна. Это горький древесный сок, которым натирали тело покойного перед погребением. Третий свой дар преподнесли волхвы младенцу в знак того, что он — Сын Человеческий и ему предстоит узнать горечь человеческого страдания и принять смерть.
Этими дарами волхвы предсказали судьбу необычного новорожденного и высокий смысл его появления на Земле, ведь младенец, лежавший в яслях, одновременно Сын Божий и Сын Человеческий.
Затем волхвы собрались в обратную дорогу. Но заходить в Иерусалим к Ироду не стали — небесный голос предостерег их от этого.
Напрасно ждал волхвов коварный Ирод. Не зная, как найти единственного опасного младенца, разъяренный царь приказал своим воинам-легионерам убить в Вифлееме всех детей, всех до единого, от новорожденных до двух лет них. И воины ворвались в город. Нескончаемый плач стоял над Вифлеемом. Невиданное творилось злодейство.
Мария и Иосиф, предупрежденные свыше, успели скрыться в Египетской пустыне, спасая сына, и оставались там до самой смерти царя Ирода.
А царь Ирод остаток отпущенного ему срока про жил уже в новой эре, нашей. Потому что наша эра как раз и начинается с рождения этого младенца, младенца, чье имя — Иисус Христос — означает «Спаситель».
С тех пор минуло более двух тысяч лет. Но люди до сих пор чтут и будут чтить как святыню пещеру неподалеку от Вифлеема, где появился на свет Иисус. Над ней построена церковь, а в самой пещере расположен алтарь. Весь год, а особенно в конце декабря, в рождественские дни, стекаются сюда тысячи людей, потому что именно отсюда засиял свет спасения для всех людей, верующих и неверующих. И с тех самых пор началась для человечества наша, новая эра.