Мариуш Вильк. Дом странствий

Мариуш Вильк. Дом странствий

  • Мариуш Вильк. Дом странствий / Пер. с польск. И. Адельгейм. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. — 264 с.

    Последний том «Северного дневника» Мариуша Вилька посвящен феномену странствия: странник возвращается домой и «пишет дорогу» — просеивает сквозь память встречи и образы, содержащие больше, чем они есть сами по себе. Он словно стремится перешагнуть незримую черту, за которой «настоящая до боли реальность обращается в правду воображения».

    В каждом страннике сидит отшельник,
    тоскующий по оседлой жизни.

    Брюс Чатвин

    Вот как… А прежде он твердил, будто в каждом отшельнике сидит странник, тоскующий по кочевой жизни.

    *

    Вчера мы вернулись на Онего. Последние четыре
    километра едва одолели: дорога, по словам встретившего нас в Великой Губе Тихона — Саши Тихонова, —
    «пала», то есть раскисла к черту. Еще утром — твердая земля, по которой можно гнать на третьей скорости, а на обратном пути — такое болото, что мы то
    и дело вязли в колее, разъезженной КамАЗами, тракторами и лесовозами.

    По дороге Тихон сетовал на минувшую зиму —
    тяжела, мол, была, и снега поболе, чем обычно, и морозы докучали. Петро пил, не сползая с печки, пока по
    пьяни с нее не грохнулся… В Медгоре сделали трепанацию черепа. Вернулся с уродливым швом на лбу (напоминая чудовище Франкенштейна), снова запил и в
    конце концов, видимо, отдал богу душу, потому что вот
    уже три недели от него ни слуху ни духу. Саша заходил — никого. В избе разгром, все вдребезги, словно
    Петр Михалыч в приступе белой горячки с собственными видениями сражался. Может, они его и похитили?

    А вот Андрей Захарченко всю зиму просидел в
    ноутбуке (Тихон, по своему обыкновению, язвит…),
    печки на экране строил, бабе голову дурил — мол,
    работает. На самом деле Андрей как раз тем и зарабатывает, что проектирует печи, а Тамара ждет четвертого, но Саше этого не понять: сам он ежедневно
    перебирает многие версты сетей — хоть пурга, хоть
    стужа, — вот и признает только физический труд.
    Тихон зимует в Конде в одиночку, жена и взрослый
    сын — в Петрозаводске, и ему не приходится объяснять бабе, на что он тут живет.

    Наконец добрались до Конды. Наше село лежит в
    стороне от дороги, так что последнюю сотню метров
    мы брели пешком, то увязая в снегу, который кое-где
    лежит еще грязными островками, то скользя по грязи.
    Возле самого дома над нами пролетела большая стая
    лебедей — на север. Что до гусей, никто в Великой
    Губе не может сказать: пролетали они уже или нет.
    Похоже, местные перестали смотреть на небо.

    В доме: следы запустения, как обычно бывает,
    если зимой никто не живет. Пока Наташа прибирала
    и топила под радостные возгласы Мартуши 1, то и дело
    обнаруживавшей забытые игрушки: то тряпичную
    куклу с шевелюрой из рыжей бечевки, то косолапого
    мишку, то безухого льва, — я вырубил прорубь, чтобы можно было напиться чаю. Потом долго качал
    Мартушу на «ачелях» (так забавно она произносит
    это русское слово), глядел в дочкины 1 соловеющие
    глаза, и мне казалось, что мы никуда отсюда не уезжали и вся эта зима — в Крыму, в Каменьчике или в
    Кирах — мне приснилась.

    А годы в моем дневнике летят — поднимаются всё
    выше и выше. Всё ближе к выходу.

    19 апреля

    Поясняю. Великая Губа — название одного из крупнейших заливов Онежского озера и большого поселка на его берегу. Поскольку на пути к нам они служат
    важными ориентирами — несколько слов о маршруте, чтобы не плутать.

    Взглянув на карту северной России, вы без труда
    обнаружите два голубых пятна между Балтикой и
    Белым морем: это крупнейшие озера Европы — Ладога и Онего. Онего напоминает мощного рака, обхватившего клешнями ажурный полуостров Заонежье.
    Его ажурность — память о леднике, который, уходя
    на Север, оставил борозды; впоследствии они заполнились водой. Великая Губа — одна из таких борозд,
    глубоко врезающаяся в полуостров. В конце ее находится одноименный поселок, откуда до нашего дома —
    три версты с гаком через лес.

    Добраться до Великой Губы можно по воде или
    посуху, начинаются оба пути в Петрозаводске. Летом
    лучше лететь на «комете» — удобно, быстро и красиво. Рейс — всего полтора часа, а впечатлений — море!
    Бартош М., гостивший у нас пару лет назад, говорил,
    что сперва его заворожили игра света и оптическая
    иллюзия — отраженная в зеркале Онего столица Карелии, — но когда за Ивановскими островами вышли
    на открытую воду и пространство распахнулось перед
    ним в голубоватом сиянии, а горизонт исчез — он
    ощутил себя на ладони Господа Бога. Вернувшись в
    Польшу, Бартош крестился.

    А дальше — как в сказке. «Комета» проскальзывает меж островов архипелага — так называемого
    Кижского ожерелья, где сверкает осиновым 3 светом,
    точно огромный бриллиант, остров Кижи с храмом
    Преображения Господня и его двадцатью двумя куполами, а справа и слева по борту проносятся подлинные чудеса деревянной архитектуры — на зеленых клумбах островов, среди серебристых переливов…
    как во сне. Каждый раз, проезжая Кижи, я по привычке высматриваю корпулентную фигуру отца Николая4, который всегда там крутился, но, увы… Отец
    Николай теперь служит Господу в Ницце. Дальше
    справа — Волкостров, то есть Волчий остров, с прелестной часовней Петра и Павла, слева — Еглово, удельное
    княжество Юры Наумова5 с часовней Богоматери
    Всех Скорбящих Радости и курной баней на берегу.
    И тут перспектива внезапно расширяется, долгой грядой крошечных островков убегает вправо Красное
    Поле, а перед нами открывается Великая Губа.

    И — то ли «комета» ускоряет ход, то ли так кажется из-за расстояния, — но острова несутся мимо
    всё быстрее. Не успеешь оглянуться — вот и Сибово
    проскользнуло справа; призраком в зеленых полосах
    бежит назад линия берега, острова — с материком
    наперегонки. В темно-зеленом лабиринте прошмыгнул мыс Ельняк — и вот уже высветилась изящным
    силуэтом на фоне неба наша часовня, дом прячется
    за тополями… Конда остается позади, пора собираться. Вот-вот пристань — Великая Губа.

    21 апреля

    К сожалению, по воде до нас добраться можно, только когда открыта навигация — с конца мая до середины сентября. В остальное время приходится телепаться посуху: сперва по западному берегу Онежского
    озера, потом кусочек по северному, а дальше вниз —
    через все Заонежье.

    Сухопутный маршрут длиннее и утомительнее,
    но и в нем есть своя прелесть. Прямой автобус в Великую Губу ходит два раза в неделю (по пятницам и
    воскресеньям), а с пересадкой в Медвежьегорске —
    каждый день. Тот, кому полюбилась русская глубинка, ощутит на петрозаводском автовокзале ее предвкусие — достаточно всмотреться в лица и вслушаться в
    дорожный гомон. Каждый раз, когда я наблюдаю эту
    смесь карело-вепско-славянских черт, мне вспоминается мысль Херберта6 о греческих типах в Пирее, где
    он ждал катера на Крит.

    Пока не проедешь пригороды — весь этот постиндустриальный бардак на окраинах карельской столицы, — лучше дремать или читать, и лишь на мурманской трассе выглянуть в окно. Шоссе — мечта
    европейского водителя. Я имею в виду не покрытие,
    хотя и оно достойно восхищения, если помнить о
    климатических условиях этой географической широты, а пустынность (ни одной постройки на протяжении десятков километров), беспредельность и
    красоту вокруг. А вот после Медгоры, где наш автобус сворачивает с Мурманского шоссе в Заонежье,
    начинается…

    Кстати, короткая стоянка в Медвежьегорске —
    единственный за всю шестичасовую поездку шанс
    пописать! Это весьма существенно, дальше — колдобина на колдобине, трясет!!!

    Кто хоть раз ехал из Медгоры в Великую Губу, тот
    запомнит это приключение на всю жизнь (каждая
    выбоина в асфальте в память впечатается), а если воздержится от разговоров, то язык сбережет в целости
    и сохранности. Достаточно сказать, что шофер успевает поглядывать в телевизор — настолько маленькая
    скорость… хотя какая телепрограмма может сравниться с миром за окном — миром, лениво переливающимся, когда подскакиваешь на ухабах, как в замедленной съемке, отчего и восхищение длится дольше?
    Даже военная база на окраине Медгоры — вернее, то,
    что от нее осталось, — завораживает, напоминая кадры из «Сталкера» Тарковского, — та же магия потусторонней жизни (территория настолько загажена,
    что никто за нее не берется, хотя место так и просится под турбазу или санаторий). Дальше начинает
    мелькать в просветах Онего, иной раз подступая
    к самой дороге… Песчаные отмели, и ни души на
    этих диких пляжах… «В Швейцарии понастроили бы
    шале», — заметила тетя Вера 7, когда мы с ней ехали
    по этой дороге на твои крестины.

    В тридцати с небольшим километрах за Медвежьегорском — развилка, главная дорога сворачивает
    под прямым углом влево, к мосту через залив Святухи, а грунтовая бежит прямо — причем обе ведут в
    Великую Губу. Грунтовая короче и красивее, но сложнее — зимой ее редко чистят, весной и осенью она
    утопает в грязи. Однако, как говорил поэт, кто на нее
    заворотит, тот, очарованный, уж долго не воротится.
    На узкой полосе суши между Святухой и Космозером,
    среди заливных лугов и покосов, — забытые поселения, красивейшая часовня в бывшей деревне Узкие
    на самом берегу озера (посол Бар 8 так ею восхищался,
    что даже подобрал на память валявшийся в траве
    старый кованый гвоздь…), не говоря уж о храме Александра Свирского — ради него одного стоит проехаться этой дорогой. Ну и Святуха (нечто среднее между
    святой и молодухой), мистические дебри Заонежья,
    куда съезжаются приверженцы всевозможных культов, магии и оргий, но об этом — молчок.

    Дальше раздолбанная асфальтовая дорога ведет в
    историческое поселение Шуньга, некогда славившееся своими ярмарками (я писал в свое время о варшавском еврее, что возил оттуда сорочьи перышки —
    польским модницам на шляпки…), дальше Толвуя и
    единственный заонежский совхоз, выдержавший
    пришествие «нового капитала», — так что здесь можно полакомиться настоящим мясцом. В свое время
    под Толвуей разбили остатки польско-шведских отрядов Самозванца (ходят легенды, что нашу Конду
    основали плененные поляки), кроме того, в Толвую
    сослали Ксению Иоанновну Романову 9, родоначальницу царской династии… За Толвуей налево уходит
    грунтовая дорога на Кузоранду (где покоится знаменитая плакальщица Ирина Федосова 10, которую называли за онежской Ахматовой), а справа видны отвалы шунгита (под которым якобы залегает уран, так
    что снятие шунгитовой шапки грозит экологической
    катастрофой), потом долго-долго ничего (все лес да
    лес) — и Палтега (без слёз не взглянешь), направо —
    дорога на Фоймогубу (где в конце XVII века датчанин
    Генрих Бутенант 11 построил первые в Карелии металлургические заводы, а Борис Акбулатов 12 недавно открыл первую сельскую галерею современной живописи), за Палтегой — Великая Нива и крутой поворот
    направо (будьте осторожны — настолько крутой, что
    сын соседки Евгении Николаевны, возвращаясь с дискотеки, вылетел с него на тот свет), потом снова лес да
    лес, влево — дорога на Поля и Типиницы. Чуть дальше вливается грунтовая дорога через Узкие и Космозеро (это тот самый более короткий вариант), еще пара
    дырявых верст и вдруг — сверкание Онего. Словно
    предупреждение — мол, въезжаешь в Великую Губу
    на свою пагубу.

    22 апреля

    Возвращение к себе — возвращение от гомона СМИ
    к собственным мыслям. К тишине, в которой Реальность не только видна, но и слышна. К молчанию. Возвращение к себе — возвращение странника домой.


    1 Наташа — жена, Мартуша — дочь М. Вилька.

    2 Назойливым лингвистам-русофобам, продолжающим попрекать меня злоупотреблением русизмами, сообщаю, что слова
    «дочь (дочка)» и «córka (córeczka)» для меня равноправны, поскольку моя Мартуша наполовину полька, наполовину русская,
    и говорю я с ней, и пишу о ней то по-польски, то по-русски —
    в зависимости от настроения. Если это кого-то раздражает,
    можно дальше не читать — и все дела! Примеч. автора.

    3 Лемех (облицовка) куполов кижского храма — из осины.

    4 Николай Озолин — протоиерей, в 1997–2011 гг. — настоятель
    прихода в Кижах (первый настоятель храма после шестидесятилетнего перерыва), в 2011–2013 гг. — настоятель Никольского собора в Ницце.

    5 Юрий Михайлович Наумов — научный сотрудник музея-
    заповедника «Кижи».

    6 Збигнев Херберт (1924–1998) — польский поэт, драматург,
    эссеист.

    7 Вера Михальски-Хоффман (1954) — швейцарская издательница, филантроп, вдова Яна Михальского (1953–2002), вместе
    с которым они основали издательство «Noir sur Blanc» («Черным по белому»).

    8 Ежи Бар (1944) — польский дипломат, в 2006–2010 гг. — посол Польши в России.

    9 Инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна Романова, до
    брака Шестова; умерла в 1631 г.) — мать царя Михаила Федоровича, супруга Федора Никитьевича Романова (патриарха
    Филарета). При Борисе Годунове вместе с мужем была насильно пострижена в монашество и в 1601 г. сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера.

    10 Ирина Андреевна Федосова (1827–1899) — плакальщица, народная сказительница.

    11 Генрих Бутенант фон Розенбуш (1634–1701) — российский промышленник, горнозаводчик, датский дипломат.

    12 Акбулатов Борис Равильевич (1949) — карельский художник;
    автор, в частности, иллюстраций к «Калевале».