- Перевод с англ. Н. Гордеевой
- СПб.: Азбука-классика, 2006
- Переплет, 464 с.
- ISBN 5-352-01934-9
- 15 000 экз.
Головокружение от Хичкока
«Похоронный марш марионеток» Шарля Гуно открывал каждый новый фильм сериала «Альфред Хичкок представляет». Герою этого романа приходит в голову идея без всяких камер разыграть подобный сериал — то есть стать серийным убийцей.
Издательство «Азбука» в серии «The best» потчует поклонников триллеров и детективов отменными блюдами. На страницах «Прочтения» уже шла речь о «Нарисованной смерти» Джорджо Фалетти, «Оборотне» Карло Лукарелли и «Заговоре бумаг» Дэвида Лисса. При том, что все эти книги очень различаются — и жанрами, и темами, и даже литературным достоинством, — один момент их объединяет: все они написаны профессионально, мастерски и могут быть наглядными пособиями по технике сюжетосложения. Техника Фрэнка де Фелитты также на высоте, «Похоронный марш марионеток» — идеальный, выверенный до мелочи триллер.
Роман про серийного убийцу — особый жанр современной массовой литературы, и в сюжете для читателя неожиданностей не будет, схема есть неотъемлемая принадлежность жанра. Со второго убийства становится ясно, что действует маньяк. Пока следователь додумывается до modus operandi преступника (ключа ко всем загадкам), тот успевает порешить еще двух-трех мирных жителей. Наконец становится ясно, кто во всем виноват, очередное убийство удается предотвратить, и маньяк умирает сам собой. Таков сюжет любого триллера про серийного убийцу.
Маньяк, разгуливающий по Лос-Анджелесу в романе Де Фелитты, помешан на кинематографе — как, впрочем, и сам голливудский патриарх Де Фелитта (родился в 1922 г.), который известен тем, что снял в 1991 году «Ножницы» с Шерон Стоун и написал сценарии еще к полутора десяткам фильмов. Этот роман не просто о кино — он вырос из кино, он весь пропитан кино. Мощная тень маэстро Хичкока накрывает текст — книга, собственно, о нем и о его фильмах. Прекрасная юная напарница полицейского читает лекции о творчестве Хичкока, маньяк записывает на пленку свои рассуждения о его фильмах. Еще маньяк рассказывает о своей непростой судьбе и как он дошел до жизни такой; ирония не случайна, эти рассказы — самая слабая часть книги. Зато сцены убийств и финальная погоня — весь action — поистине великолепны.
Несомненное, редкое для триллеров и детективов достоинство — обширный и обстоятельный комментарий, занимающий полсотни страниц, в котором содержится масса сведений по истории европейского и американского (по преимуществу) кинематографа. Если считать, что рассуждения маньяка, лекции напарницы детектива и сами образующие сюжет события суть три киношных измерения романа, то комментарий придает ему четвертое измерение и, несомненно, увеличивает ценность этой простой, но не глупой книги.