- История тела. Том 2: От Великой французской революции до Первой мировой войны / Пер. с фр. О. Аверьянова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 384 с.
Человеческое тело в каком-то смысле и есть история. Когда мы узнаем, как люди прошлого воспринимали свое тело и тела других, как украшали и уродовали себя, как лечили и совершенствовали, какими пользовались удовольствиями и как к ним относились — мы начинаем лучше понимать смысл того, что происходит с нами сейчас. Коллектив авторов трехтомника собрал и проанализировал разные стороны «телесной» истории европейской цивилизации от Ренессанса до наших дней.
Второй том посвящен главным образом веку девятнадцатому, переходному. В начале описываемого периода восприятие тела определяется христианством; к концу — начинают преобладать соображения целесообразности, развития и удовольствия. Этот скачок (как видится нам, современным людям, скачок вперед) происходит почти во всем: сексе, гигиене, наказаниях; он отражается даже в искусстве.
Авторы проявили в своих статьях не только научную добросовестность; их исследования интересны и конкретными примерами (человеческими историями), и философией (аналитикой). Каждая главка — развернутое эссе о той или иной проблеме, которая раскрывается с необходимой и достаточной глубиной. Крайне интересна, например, часть, касающаяся истории медицины. Наглядно показано, как от десятилетия к десятилетию менялись не только научные, но и бытовые, «пациентские» представления о болезни и здоровье. Именно в XIX веке положено начало нынешней претензии медицины на власть над рождением, смертью и рассудком.
Глава о возникновении спорта и его борьбе с гимнастикой предвосхищает историю «коллективного тела» двадцатого века. В те времена иной футболист, завладев мячом, не спешил передавать его своим товарищам по команде, объясняя журналистам: «Я играю для собственного удовольствия». А одно из главных откровений о супружеских сексуальных практиках — в том, что, на самом деле, об этих практиках почти нет возможности точно узнать, так как люди крайне редко описывают свой опыт. Вот как — оказывается, историкам ведомо, что происходило на площадях и полях сражений, но не в их силах заглянуть в супружескую спальню!
Большая часть информации неизбежно почерпнута из истории французской, чуть меньшая — англо-американской и немецкой, но это никак не умаляет достоинств книги. В конце концов, речь не столько о частностях, сколько об общей парадигме развития, которая была повсюду в Европе примерно схожей. Эмансипация и обезболивание, оргазмы и аборты, «честная игра» в спорте на смену грубым народным забавам. Читая о тогдашних нравах и предрассудках, порой трудно удержаться от вздоха облегчения: мол, насколько удобнее жить нашему телу, чем телу наших предков, насколько мы меньше заблуждаемся и больше можем себе позволить. Так ли это на самом деле — неизвестно. Новые отношения души со своей оболочкой, пришедшие взамен старых, гигиеничнее, но не всегда здоровее. Да и такие вещи, как смерть, зачатие и боль, не стоит воспринимать как чисто медицинские феномены.
Избавившись от чувства вины за «сосуд греха», Европа не стала чище, и в XX веке телу были уготованы новые чудовищные испытания. Поэтому, читая «Историю тела», все время держишь в уме тот факт, что история эта — продолжается. Вполне возможно, очень скоро новая революция в отношении человека к своему телу приведет нас к большей гармонии с собой и природой. Именно к этому подталкивают человечество проблемы, с которыми оно столкнулось в последние десятилетия. Но о них напишут еще нескоро.