- Пер. с итал. И. Константиновой
- М.: РИПОЛ Классик, 2009
Свежий (2008 г.) дебютный роман молодого (род. 1982) физика-теоретика, ставший европейским бестселлером: самая престижная итальянская премия («Стрега»), миллион читателей и переводы на 30 языков.
И это удивительно.
Бестселлерами становятся обычно либо тексты остросюжетные, нашпигованные тайнами, вампирами и саспенсами, либо истории про условную Бриджит Джонс — такие, в которых читателю легко узнать в герое самого себя. Здесь нет ни того, ни другого. Вместо напряженного ожидания (что будет дальше?) — просто несчастливая человеческая жизнь. А персонажи при этом таковы, что массовому читателю — да еще жизнерадостному итальянцу — отождествить себя с ними практически невозможно.
Он и она — люди, с раннего детства выпавшие из общества из-за психологической травмы. Девочка Аличе, которую властный отец заставлял заниматься горными лыжами, сломала ногу и на всю жизнь осталась хромоножкой. Мальчик Маттиа оказался виновен в гибели сестры-двойняшки и с годами чувство вины превратило его в законченного аутиста. Оба ненавидят свои тела: Аличе изводит себя анорексией, а Маттиа постоянно наносит сам себе резаные раны. Зависшие между жизнью и смертью, они абсолютно одиноки. Их тянет друг к другу, но сойтись они так и не могут — как простые, ни на что не делящиеся цифры — 11 и 13, 17 и 19, — которые стоят почти рядом, но все же никогда не бывают вместе.
Математическая символика не случайна: Маттиа — математик, почти гений, почти Перельман. Он пытается решить одну из «проблем тысячелетия» — гипотезу Римана — и уже близок к успеху. Но эта тема подана необычно. Бывали, конечно, популярные романы о гениях, ушедших от мира, чтобы посвятить всю жизнь решению глобальной научной задачи (вспоминается «Дядя Петрос и проблема Гольдбаха» грека А. Доксиадиса). Но Джордано не педалирует эту тему, не навязывает читателю миф о своем герое, не возводит его на пьедестал и не смотрит на него снизу вверх. Он видит в нем не гения, а очень больного и очень несчастного человека.
Математически выверенные импульсы жестокости и гуманности, телесности и душевности, патологии и ностальгии раскачивают читательскую душу в амплитуде от острого отвращения до пронзительной жалости к героям, и в конечном итоге роман напоминает о хрупкости любого благополучия и о трагической природе бытия. А блестящая для начинающего писателя техника лейтмотивов, развернутых метафор и повторов главной темы в характеристиках второстепенных персонажей говорит о самом настоящем таланте прозаика Паоло Джордано.
В общем, если нашелся миллион человек, способных прочесть и оценить эту книгу, то значит, у серьезной литературы еще не все потеряно.