- М.: Текст, 2006
- Переплет, 608 с.
- ISBN 5-7516-0591-8
- 3000 экз.
Когда ко мне попала эта книга, я приготовился к десяткам музыкальных терминов, к годам создания симфоний и квартетов, в общем, к юбилейному отчету о жизни классика (в 2006 году отмечают столетие со дня рождения Шостаковича).
Но первые 10 страниц этой книги меня изумили настолько, что я залпом и с огромным удовольствием прочел остальные пятьсот.
Оксана Дворниченко вписала в эту книгу голос самого Шостаковича, процитировав его письма и выступления, добавила отзывы родных, друзей, учителей, учеников и недоброжелателей, рассказала о собственных впечатлениях от встреч с композитором и несколько известных анекдотов из его жизни.
Что получилось? Получилась озвученная героем и его современниками трагедия гениального петербургского мальчишки, который в 9 лет впервые сел за рояль, уже в двадцать написал первую из пятнадцати своих симфоний, в тридцать удостоился окрика газеты «Правда» («сумбур вместо музыки»), в сорок наряду с прекрасными квартетами писал «Песнь о лесах» на тему «пионеры сажают леса», в пятьдесят с лишним вступил в партию и до конца своих дней произносил не свои речи о торжестве коммунизма, и всю жизнь не переставал удивлять музыкальный мир.
Эта книга о страхе гениального человека перед властью и перед бытом, о непонимании и презрении к его творчеству учителей и учеников, о тихом мужестве затравленного человека и сладких объятиях власти, денег, почета и наград.
Эта книга о человеке, который на склоне лет, будучи признанным классиком, осыпанным бесчисленными почестями, лауреатом всех мыслимых и немыслимых наград, на вопрос: «Хотели бы вы прожить свою жизнь также, как прожили?», — ответил: «Нет, тысячу раз нет».
В этой книге есть обаяние личности и аромат эпохи, в ней есть ушедшие слова мира бабушек и дедушек («оспопрививание») и казенные строки секретной переписки ЦК КПСС и Минкульта СССР «о направлении тов. Шостаковича за границу с женой сроком на 2 недели». Со страниц книги рабочие московских заводов делятся впечатлениями о балете «Светлый ручей» (1935 год), а товарищ Сталин — о музыке гимна СССР, написанной Шостаковичем. (Интересно, если бы Сталин выбрал музыку Шостаковича, а не Александрова, как бы звучало сейчас «Славься, Отечество наше свободное…»?).
В книгу включен полный список сочинений Д. Д. Шостаковича. Мне кажется, для прочитавших книгу музыка композитора будет наполнена особым звуком.