- Paola. Алфавит Паолы Волковой / Сост. Н.Ю. Семенова, Н.В. Семенова. — М.: Слово/Slovo, 2014. — 216 с.
Я есть то, на что я смотрю.
Добавлю: и то, как я осмысляю, на что я смотрю.Паола Волкова
Алфавит историка культуры Паолы Волковой, составленный ее друзьями и ей самой, легко станет книгой, по которой постигают азы искусства и жизни. Приветствует читателей, взявших издание в руки, сама Паола работы художников Владимира Вейсберга (на обложке) и Николая Акимова (на пятой странице). Широкоскулая женщина с большими глазами под канонически изгибающимися бровями — вы запомните ее навсегда, даже если никогда не видели прежде.
Дерзнуть рецензировать пятитомный труд Паолы «Мост через бездну» может разве что сумасшедший с кучей дипломов, подтверждающих хотя бы право на попытку сделать это. За метаморфозами ее отношений с живописью и скульптурой, с великими мыслителями и творцами всех времен следили десятки тысяч восторженных глаз сначала во ВГИКЕ и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а затем на канале «Культура», где Паола вела одноименный книгам цикл передач.
На основе лекций и выступлений московской легенды и составлен «Алфавит», в котором по несложному принципу — от «А» до «Я» — располагаются очень непростые размышления Паолы Волковой.
Ад
Без жажды чистоты нет ада. Нет вообще, ни этого, ни кого-либо еще. Ад существует для чистых, это закон нравственного мира. Ведь ад существует для грешников, а погрешить можно только против своей чистоты. Будучи скотом нельзя совершить греха, получить хоть какое-то представление об аде. Так уж устроено, и ад населен, несомненно, лишь самыми лучшими людьми, что, конечно, несправедливо, но что значит наша справедливость?
«Ад» и «Путь» символизируют путешествие в наших собственных душах.Мозаика соображений выстроится в полноценное полотно лишь у читателей, готовых забыть о себе и на время знакомства с книгой стать самой Паолой, требовательной и «инакомыслящей», живой и по сей день, невзирая на подведенную черту.
Обладающая исключительным умом, Паола Волкова всегда в первую очередь оставалась женщиной. По словам Наталии Ю. Семеновой, «всю жизнь Паола была озабочена тем, как она выглядела. Ее не волновало, насколько эффектны ее суждения о Леонардо, она могла проигнорировать дифирамбы в свой адрес о блистательном знании Эль Греко, понимании Рублева и Малевича, но не заметить и не восхититься ее платьем значило нанести ей смертельную обиду».
Помимо представлений об искусстве, Паола познакомит вас со своими друзьями, портреты которых, как репродукции картин в эрмитажных альбомах, отпечатаются в памяти четко и навсегда: Тонино Гуэрра, Андрей Тарковский, Натан Эйдельман, Абрам Эфрос (чьей ученицей она была), Юрий Рост и другие — любимые Паолой и любящие ее мастера.
«Если ты неосторожно называл фамилию приличного человека, то обязательно оказывалось, что Паола его либо учила, либо с ним училась, либо с ним работала, либо ему помогала. И самое поразительное, что это все было правдой», — вспоминает журналист и фотограф Юрий Рост.
Черно-белые снимки Паолы и ее близких, заботливо вынутые составителями из сундука времени, позволяют материализовать события жизни. Трогательные истории и казусы, случавшиеся с великой женщиной, делают ее образ притягательным. Настолько, что заставляют посылать небесам мольбы о рождении девочки, чтобы наделить ее таинственным именем Паола, тем самым навсегда обратив в искусство.
«Она все время делала открытия. Звонит и говорит, что надо встретиться, потому что она сделала открытие, например про трубадуров. И мы это обсуждаем, и это каждый раз праздник, потому что она все время придумывала новое, никогда одинаково об одном и том же не рассказывала», — пишет ближайшая подруга Паолы Наталья В. Семенова.
Сейчас Паола Волкова находится в мире форм, куда после смерти попадают все творцы. Мире, воплощенном в столь любимом Паолой «Черном квадрате» Казимира Малевича. По законам искусства ее ждет бессмертие и абсолют, а слово, которое складывается из букв особенного алфавита, конечно же «Вечность». ■