- Андрей Колесников. Диалоги с Евгением Ясиным. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 240 с.
Эта книга — своего рода биография в диалогах. Биография одного из интереснейших людей России — Евгения Ясина, чья судьба совпала с историей экономической мысли последних десятилетий. Разговор с ним ведет шеф-редактор «Новой газеты» Андрей Колесников, журналист, способный задать собеседнику нужные вопросы. В центре повествования — сам Ясин, его научная и практическая эволюция; а также Канторович и Косыгин, Явлинский и Кириенко, Гайдар и Чубайс, Греф и Касьянов и другие. Некоторых из них мы помним и сейчас, многие — почти забыты.
Ясин был тесно связан, кажется, со всеми творцами экономических реформ и сам был в их числе. Это тот человек, чьи выводы о происходящем, с одной стороны, объективны и подтверждены знаниями, а с другой — являются наблюдениями непосредственного участника событий. Уникальное и ценное сочетание. К тому же, в отличие от иных реформаторов, Ясин находился в гуще событий много десятилетий подряд: буквально с брежневских до путинских времен. Он начинал инженером-мостостроителем; потом стал экономистом — марксистом, естественно; потом, под влиянием работ Канторовича, «математически» убедился в том, что плановая система неэффективна.
Его взгляд не замутнен идеологией. Ясин признается, что «кто не жалеет о развале Советского Союза, тот не имеет сердца, а кто хочет обратно все завоевать — не имеет разума». Экономист однозначно оценивает события начала девяностых: «Году в 1994 или 1995 Гайдар приехал с Чубайсом ко мне на дачу в Успенское. Я к нему подошел, когда вокруг никого не было, и сказал: „Поверь, есть люди, которые знают, кто по-настоящему великий человек“». Когда такие фразы произносила покойная Валерия Новодворская, ее почти никто не слышал. Но вот в книге Колесникова то же самое повторяет уважаемый, немолодой человек, блестящий ученый, не замеченный в радикальной риторике. Ясин не порицает конкретных людей, не пытается обвинять, он лишь говорит о простых вещах: для полноценного развития стране нужна демократия и внятная экономическая политика. В какой-то момент создать демократию удалось, но так как внятная экономическая политика не была выстроена, то постепенно просела и демократия. Говоря о выходе из создавшейся ситуации, Ясин придерживается умеренной и оптимистической позиции. Он долго живет и видел много «волн».
Все мы, слушая радио, просматривая прессу и сидя в социальных сетях, постоянно сталкиваемся с километрами бесплодных дискуссий о прошлом, настоящем и будущем нашей Родины. Бесконечные политические споры, разнообразные трактовки тех или иных событий порой начинают вызывать усталость и желание махнуть на все рукой. Так происходит потому, что исследовать политическую историю без четкого осмысления экономических процессов, лежащих в ее основе, бесполезно. В этом диалог Ясина с Колесниковым может нам здорово помочь. По мере прочтения ближайшее прошлое обрастает в сознании тем самым экономическим контекстом, которого большинству из нас для понимания того, что происходит в стране, не хватает. Интервью, биография, «практическая» история экономической мысли России за последние полвека в событиях и лицах — вот что лежит в основе «Диалогов с Евгением Ясиным».