- Ольга Славникова «Легкая голова»
Испокон веков русская литература славилась своей способностью разглядеть и представить миру «маленького» человека, этакого Акакия Акакиевича да Макара Девушкина. Поскольку современные экономические условия никак не позволяют всем этим российским «маленьким» людям собраться в крепкий «средний» класс, новая русская литература (в лице букероносной О. Славниковой) предлагает и новый критерий для их измерения — вес. Критерий очень современный. Вот, например, в политике давно всех измеряют весом, не говоря уже про спорт и диетологию. Итак, вооружимся безменом и взвесим старые истины на новый лад!
В романе «Легкая голова» на одной чаше весов находится будущее всего нашего государства, а на другой — «Максим Т. Ермаков, счастливый владелец „Тойоты“-трехлетки и бренд-менеджер ужасающих сортов молочного шоколада». Именно его легкая голова «немного, совсем чуть-чуть, травмирует гравитационное поле земли» — так объясняет нам автор. И этому аккуратно-карикатурному герою, представители спецслужб (ну куда теперь без них!) предлагают застрелиться, обязательно добровольно и собственноручно. На что наш герой, поняв, что денег на этом ему не срубить, решительно восклицает: «А вот не хочу! Нашли Александра Матросова! <…> Высшие соображения! Вы эти тоталитарные примочки в жопу себе засуньте!» <…> Прям Гастелло! Если бы в ту войну нормально платили тогдашним «сапогам», не пустили бы немцев до самой Москвы!» Даже обещание посмертной славы, «памятника в Москве и наименования улицы на малой родине» не склоняют чашу весов в сторону подвига во имя человечества — герой по-прежнему живет легковесными мечтами о квартире в центре и новых брэндовых костюмах.
Далее роман увлекательно рассказывает нам с какими именно морально-нравственными приключениями Максим Т. Ермаков движется навстречу своей смерти, по-кафкиански сопротивляясь властям и общей энергии принуждения. Усилиями злополучных спецслужб жизнь его делается невыносимой. Вот тут-то и становится по-настоящему заметным различие между бытовыми мезансценами русской философствующей классики и голливудско-ориентированным романом. Не выходя за пределы старых истин о свободе выбора, праве на жизнь, ценности личности, сюжет изобилует всем, что способно развлечь, «требуя от потребителя наслаждения, как война требует подвига». Для предания веса повествованию, в сюжете появляется и продажная пресса, и долги времен общежитской молодости, и секс-охота, и водолазы, и коллекции антиквариата и даже призраки — все, к чему мы так привыкли, жуя попкорн, на фильмах с Брюсом Уиллисом. Но если американец — крепкий орешек в майке, жертвующий собой ради хэппи-энда, то наш соотечественник Максим Т. Ермаков — орешек легкий, без ядрышка. И обременить его ответственностью за всеобщую судьбу человечества невозможно.
Несмотря на это, Голливуд, предположим, и купил бы права на экранизацию романа, если бы, совершив подъем с переворотом, Ольга Славникова опять не вернулась к русской классике с ее вечными (не теряющими своей весомости) истинами! Тургеневское испытание любовью заставляет главного героя совершить то, что он не желал делать во блага государства. Наконец-то спецслужбам удается создать ситуацию, которая вынуждает героя покончить с собой: ему просто больше незачем жить, поскольку его беременная возлюбленная трагически гибнет. Мир рушится в одночасье и сначала, вставив дуло в рот (чуть не блеванув при этом, «прямо как девушка во время первого минета»), а затем, упершись лбом, словно пытаясь переупрямить пистолет, герой стреляет в свою «легкую голову». И пока душа его отлетает ввысь, в московских кабинетах отчитываются о том, что операция по спасению человечества прошла успешно, неважно, что для этого пришлось инсценировать террористическую атаку, чтобы в ходе ее проведения и погибла возлюбленная Максима Т. Ермакова. Арифметика героя и спецслужб совпала: «что хуже, если один умрет или тысячи?» Уравнение, в котором было найдено решение: одна «маленькая Люся» умерла и герой застрелился, чтобы тысячи россиян жили и могли голосовать за того, кто «бодро улыбался» с портретов в кабинетах.
Вот и все: наш герой, покинув бренное тело, парит душой в звездных высях, не покидая при этом ни пределов мироздания, ни страниц романа, который со всей вероятностью займет собой все премиальные списки нового литературного года. И после этого естественной новацией было бы, опираясь на классику Голливуда, написать «Легкая голова-2». Не зря же говорится, что одна голова хорошо, а две лучше.
О книге Ольги Славниковой «Легкая голова»
Отрывок из книги Ольги Славниковой «Легкая голова»
Купить книгу на Озоне