- Дмитрий Липскеров. О нем и о бабочках. — М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016. — 416 с.
Старательные почитатели текстов Дмитрия Михайловича наконец-то вознаграждены. Уходят бесшабашные времена, когда журнал «Playboy» проводил его новые книги под рубрикой «Дикая вещь». Новое произведение совсем не такое поэтичное, массовое и романтическое, как два предыдущих романа Липскерова. «Всякий капитан — примадонна» и «Теория описавшегося мальчика» оставляли приятный привкус победы писателя над кризисом среднего возраста. Но на самом деле жесточайшее препарирование себя и настоящий хеппи-энд случились только в «Бабочках».
Липскеров, давно нашедший каламбурную ноту как ключ к своим историям, продолжает уверенно ее использовать и даже надменно тянуть. И получает роман с героями тщательной, несовременной выделки. Опытный, зрелый, но моложавый крупный бизнесмен (специалист по перепродаже израильских сапфиров) Арсений Иратов — безымянный ангел-истребитель, который живет в квартире недавно умершей народной артистки СССР. Алиса — девочка тринадцати лет, влюбленная в гномика школьница из города Судогды. Эжен, бывший когда-то сказочным гномиком, а ставший юным гением, покоряющий столицу так легко, что и не скажешь про него… что он отделившийся детородный орган Иратова (но это правда). Иосиф — внебрачный сын Иратова, гениальный шахматист, считающий, что его дедушка — Иосиф Бродский, он даже похож на него. Еще Иосиф работает на вооруженные силы РФ, а однажды, после акта сексуального насилия над своей приемной матерью, становится телепатом. Верочка, она же Верушка — молодая гражданская жена Иратова. За ней ясно проступают прототипы: актриса Елена Корикова и певица Мария Соловьева — две самые большие любови в жизни писателя. Не забываем, что Дмитрий Липскеров — человек публичный и подробности его личной жизни знает каждый интересующийся поклонник.
Также в романе задействованы: бывший олигарх-уролог, лесбиянка-байкер, сексуальная проректорша, секретарша комсомола, волейболистки, библейские ангелы, директор NASA и другие официальные лица, предстающие в образах мифических героев. «Немыслимый текст!» — скажете вы. И будете правы, но только наполовину.
Сюжет строится вокруг того, что Бог решил наказать Иратова за все его сладострастные и циничные поступки. Отсутствие мужского достоинства погружает Арсения Андреевича в мучительные воспоминания о советской сексуальной свободе и всех подлостях, которые он сделал близким людям. Тем временем политические, экономические и медицинские события мира закручиваются в воронку головокружительных историй. Все они завязаны именно на нашем герое.
Тяжелые архитектурные излишества сюжета превращают эту очень достойную вещь в пестрый водевиль. Можно сказать, что больше всего по накалу сумасшествия это похоже на роман 2008 года «Демоны в Раю». Подобный коктейль из будоражащих, но несовместимых друг с другом событий приготовлен для особого читателя: терпеливого, такого, который оценит по достоинству все безумства. И тут Липскеров будто вспоминает, что любовь публики — это награда для грубых ремесленников, а непонимание — удел гениев. Он не гонится за этой непостоянной читательской любовью, а делает работу над ошибками, отменяя своим новым романом две предыдущие неудачные работы. В итоге перед нами не просто будоражащая смесь, а настоящее лекарство против морщин.
Отрефлексированная пошлость повествования действует таким образом, что даже самый упрямый и настырный грешник возьмется за ум. Финал настолько хорош, что не процитировать его будет обидно. Потому что никогда еще у этого автора он не была таким внятным и счастливым:
Миллиарды бабочек в этот миг взвились над миром. Они вкручивались и ввинчивались в воздух, поднимаясь на крыльях к солнцу. Мотыльки и махаоны, капустницы и медведки, белянки, тарпеи — эти хрупкие и нежные создания застили все небо. И стало в мире темно до черноты, как бывает только в предрассветный час.
Видите? Никаких спойлеров. Если вы не перелопатите книгу полностью, вы не поймете все волшебство такого завершения.