- Пер. с англ. С. Шульженко
- М.: КоЛибри
Известного кинорежиссера, правнучатого племянника Винсента ван Гога, телезвезду и всеобщего любимца, зарезал среди бела дня мусульманин-радикал. Перерезал горло жертвенным ножом, как скотине, за обиду Аллаху. Правду сказать, этот Тео тоже был хорош: он понимал свободу слова так широко, что публично называл мусульман «козолюбами», а в фильмы свои вставлял цитаты из Корана, спроецированные на разные ню. Но тем не менее – что тут обсуждать? Неужели вопросы «кто виноват» и «что делать»? Именно так: мультикультуральнейшей, политкорректнейшей голландской интеллигенции не все ясно. Ей надо выяснить: где границы терпимости к нетерпимости? Вообще говоря, рамки толерантности давно определены – моя свобода кончается там, где начинается свобода другого – и ничего нового либерал вроде Бурумы выдумать в принципе не может, дальше уже уголовный кодекс. Но он может вникнуть в Другого (до стокгольмского синдрома включительно) и обрисовать сложность ситуации. В стране марихуаны, гей-браков, эвтаназии и фиолетовой скуки в политике обвинений в расизме боятся больше, чем исламизации всей страны. А иммигрантов больше 50%. А тут еще мутят воду диссиденты – выходцы из исламских стран, да какие-то голубые правые, да прочие жирики голландские. В общем, тяжело им. В целом книга неглупая и полезная, вопросов в ней масса, вот только ответов на них нет, кроме давно известных. Бурума думает, что если иммигрантов-мусульман как следует обустроить в Голландии, то все будет ОК. Более вероятно то, что они сами обустроят коренных голландцев и, увы, осуществится то, что у нас давно напророчила Елена Чудинова в своем – пакостном, но правдоподобном – романе «Мечеть Парижской Богоматери».
Для жителей Кондопоги и др. городов.