- СПб.: Геликон Плюс, 2006
- Переплет, 184 с.
- ISBN 5-93682-354-7
- Тираж не указан.
Автор этой книги (чье название говорит само за себя) знает о рок-н-ролльной жизни Петербурга не понаслышке. С конца 90-х годов он — вокалист созданной им же группы «Анкылым», которая до сих пор успешно выступает и гастролирует по стране. «Анкылым» — очень странная группа. Отнести ее музыку к какому-либо жанру невозможно. Лучше просто сходить на концерт, или заглянуть на сайт http://ankylym.ru/ и скачать пару песен.
Кроме того, Илья Алексеев — ученый, кандидат социологических наук. Две его страсти — любовь к музыке и любовь к научным штудиям определили характер написанной им книги.
В основе текста лежит кандидатская диссертация и личные впечатления автора от клубно-музыкальной жизни Питера 90-х, в которой он принимал непосредственное участие. Поэтому книжку можно оценивать двояко: с одной стороны это научный труд, а с другой — путеводитель по прошедшему десятилетию, столь богатому на музыкальные события. Действительно, очередной расцвет питерского рока пришелся именно на 90-е: тогда казалось, что наконец-то попса будет побеждена и загнана в угол, а питерские клубы подарят нам с десяток новых рок-звезд, которые засверкают на всю страну. Отчасти (но только отчасти) так и случилось.
Сам автор книги стремится сделать упор на научную составляющую своего текста — отсюда ссылки на труды известных ученых и немного сложный для восприятия язык. Алексеев объясняет это так: «Хотелось ткнуть научное сообщество в миску рок-культуры СПб 90-х: вот она, смотрите — люди, места, действия (практики)».
Но, помимо воли автора, его текст вырвался из тесных научных сетей и стал просто текстом, повествующем об уже ушедшей эпохе независимых клубов, вошедших в историю рок-фестивалей и музыкантах, работающих на голом энтузиазме.
В этой книге есть многое, что необходимо знать и начинающим музыкантам, да и вообще людям, которые претендуют на то, чтобы их называли культурными. Клубная жизнь нашего города никогда широко не афишировалась в средствах массовой информации, и очень жаль, что многие попросту не в курсе того, что рядом с ними некогда зарождалась, процветала и приходила в упадок целая культура, о которой ныне слагаются легенды.
Клубы, печатная продукция, радио, телевидение — все, что в 90-х хоть как-то было связано с рок-музыкой, тщательно систематизировано в этой книге. Здесь можно найти информацию о легендарных клубах «ТаМтАм» и «Молоко», о группах, которые там играли. Здесь можно узнать о том, как именно создавались эти клубы, кто их поддерживал, кто стоял во главе, и почему сегодня их нет в рок-н-ролльном пространстве Питера.
Автор пишет и о вечном споре поколений: поколения старых рокеров, приверженцев так называемого русского рока, и поколения молодых музыкантов, скептически оценивающих наработки их предшественников. Алексеев пытается примирить два враждующих лагеря, сам он не принимает чью-либо сторону. Он подходит к проблеме с научной точки зрения: объясняет, почему одни музыканты не любят других, приводит доводы и остается объективным.
Многие из тех, кто начинал в 90-е, сегодня стали сверхпопулярными личностями (группы «Король и шут», «Ленинград», «Пилот»). Многие до сих пор продолжают играть по клубам и недовольно поглядывают на совсем еще молодых, стремящихся занять их место. Значит ли это, что эпоха, о которой пишет Алексеев, не безвозвратно ушла в прошлое? Ответ можно узнать только с головой окунувшись в рок-н-ролльную жизнь Питера.