Иван Прыжов
Нищие и юродивые на Руси
Иван Прыжов носил очки, боготворил Чернышевского, бродил по кабакам в целях изучения народа («не только для этого», замечал Достоевский), не веровал в Бога, собирал похабные сказки про священников, написал книгу «Поп и монах как первые враги культуры человека». Вступил в Нечаевскую пятерку, оказался замешан в убийстве, получил 12 лет каторги, умер в Забайкалье. Труды его забыты. А зря: более ярких очерков нищенства, пьянства, юродства в русской литературе не найти. Ценность их, конечно, не в идеях. С идеями у Прыжова все просто: нищий — это тот, кто работать не хочет, а юродивый — либо жулик, либо больной. Подавать нищим — значит плодить нищих и обманывать свою совесть. А вера в предсказания и чудеса — прямое наследие распроклятой Древней Руси. Но Бог с ними, с мнениями нигилиста. Ценность его очерков — в картинках. Вот длинная галерея нищих: богаделенные, кладбищенские, дворцовые, дворовые, патриаршие, соборные, монастырские, гулящие, леженки… А вот «26 московских лжепророков, лжеюродивых, дур и дураков» вместе с их поклонницами. Сидит в безумном доме Иван Яковлевич Корейша, знаменитейший из московских оракулов. Спрашивает его барыня, женится ли ее сын. — «Без працы не бенды кололацы», — вещает пророк. А юрод Семен Митрич, тот и не говорил ничего, так просто какашками кидался, однако находили и в этих жестах знаковую систему. Древняя Русь жива по сей день, но не в костюмном кино, а в мантрах «сами мы не местные» и в головах поклонников чумаков да грабовых.
для желающих знать, что будет