Персонаж без роли
- М.: Эксмо
Роман про кризис, написанный до кризиса. Про потерянность, пустоту, вакуум в социуме и отдельно взятой душе. Про зимнее, холодное и темное, утро, когда некуда идти и нечего делать. Был человек кем-то — мужем, отцом, другом, выпускником историко-архивного, торговцем, членом общества, пассажиром трамвая — а стал совсем никем. Тяжелое отчаяние, смешанное с безразличием, как в книгах Эмиля Мишеля Чорана, откуда взят эпиграф к роману. Все равно, где работать, все равно, с кем говорить, все равно незачем жить. Заходишь в первую же дверь, на которой написано «Требуется», и становишься, к примеру, продавцом комиссионки. Потом воры, тебя же ограбившие, предлагают сбывать краденое, — соглашаешься и на это. Такова одна сторона романа — типа Сартр-Камю, «Тошнота постороннего». Другая, прямо противоположная, сторона — жестокий романс. Настоящие воры, Костяны и Буратины, роковые страсти, убийства, поджоги, шалавы, подставы, блатная романтика. В центре — подруга пахана: «Вора любила, с вором ходила, вор воровал, воровала и я». Есть и третья сторона. Театральный режиссер — не то гений, не то особо яркая бездарность, но уж точно не середнячок — ставит «Макбета» а-ля Някрошюс и на роль кровавой леди приглашает подругу бандита. Получается настоящая трагедия, причем не только на сцене. Наконец, есть в романе и философский пласт, который, слава богу, состоит больше из вопросов, чем из ответов. Сколько человек о себе знает? Чем измерять время? Возможна ли сегодня трагедия? У меня тоже есть вопрос: как все это удалось соединить автору? Ума не приложу. Но удалось, без всяких швов, что и доказывает: Евгений Чижов — настоящий писатель. Жаль, что так редко публикуется.