- Александра Мизелиньская, Даниэль Мизелиньский. Карты. — М.: Самокат, 2013.
«Карты» — иллюстрированный атлас мира для детей. Шесть континентов и сорок две страны расположились на бескрайних (формата А3) страницах новой книги польских художников Александры и Даниэля Мизелиньских. Каждой стране отдан свой разворот, на котором нарисована сама карта, содержится информация о языке, государственном флаге, численности населения, флоре и фауне, национальных героях, кухне и видах спорта, достопримечательностях и популярных именах местных жителей.
Молодые польские художники Александра и Даниэль Мизелиньские не так давно закончили Варшавскую академию изящных искусств, а теперь сами преподают в ней, руководят дизайн-студией, известны своими интернет-проектами. Их книги издаются на двадцати языках мира, а сами они уже получили медаль на книжной ярмарке в Болонье.
Собираетесь вы на каникулы, скажем, в Германию, садитесь загодя с ребенком четырех с плюсом лет и узнаете, что помимо ожидающих маму Дюрера-Баха-Бетховена или папу — Мерседеса-Порше-Октоберфеста, вам могут повстречаться не столь очевидные белые колбаски или седой дятел, а детей на детской площадке с большой вероятностью будут звать Лукас и Леония.
Книга эта хороша, с какой стороны ни посмотри. Хочешь, мечтай над ней о путешествиях, а хочешь, разглядывай бесконечное множество фигурок на убористо записанных страницах, недаром эти же авторы уже выпустили несколько книг-«искалок» («Город Гляделкин 3000», «Однажды в Гляделкине» и «Давным-давно в Гляделкине» переведены и изданы издательством «Самокат»).
Но изучать страноведение по ней не получится: книга написана европейцами и про европейцев. Бумажные площади в ней распределены несправедливо, и потому в крошечной Финляндии каждое дерево, да что там дерево — куст морошки, поименован и изображен в натуральную величину, и под каждым сидит то Сибелиус, то Алвар Аальто, а Индия откровенно пустовата, и вообще Азия и Африка, колыбель человечества, представлены довольно робко. Да и выбор объектов, судя по странице России, не всегда адекватен. Самовар и матрешки, неочевидные кулебяки и бефстроганов, из национальных героев — Чайковский, Гагарин и, что уж совсем неожиданно, Василий Кандинский (Что поделаешь? Здесь, видимо, вмешались личные предпочтения молодых дизайнеров). Но, несмотря на эти особенности, идея и иллюстрации настолько обаятельны, что оторваться невозможно.