Праведная Матрона Московская

Глава из книги Дмитрия Орехова «Русские святые и подвижники XX столетия»

Блаженная старица Матрона 1

Праведная Матрона Московская
(† 1952); 19 апреля (2 мая)

...Сила Моя совершается в немощи. 2 Кор. 12, 9

В конце сталинской эпохи под Москвой, на станции Сходня, почила сном праведницы Матрона Дмитриевна Никонова, уроженка села Себено Епифанского уезда Тульской губернии. Эта неграмотная женщина из крестьянской семьи родилась слепой. Еще в юности в результате паралича она лишилась способности самостоятельно передвигаться и последние пятьдесят лет жизни провела сидя. Матрона сочетала в себе черты юродивой, прозорливой старицы и безмездной целительницы. От людей, приходивших к ней за советом и исцелением, она требовала только веры во Христа.

Детство святой Матроны

Блаженная родилась в 1881 году. У ее родителей — Дмитрия и Натальи Никоновых — было уже трое детей — два сына и дочь. Еще до рождения Матроны мать задумала отдать ребенка в приют. Так бы она и поступила, если бы не странный сон, приснившийся ей накануне родов: дивная птица, парящая в вышине, птица с человеческим лицом и закрытыми глазами. Наталья посчитала этот сон за знамение и не стала отдавать ребенка в чужие руки.

Когда блаженной было три года, она иногда выходила на улицу. Дети постарше стегали ее крапивой и сажали в яму. И, спрятавшись, смотрели: вылезет или нет. Матрона с трудом вылезала и шла домой.

Мать часто говорила ей: «Дитя ты мое несчастное!» А девочка отвечала ей: «Я-то несчастная! У тебя Ваня несчастный да Миша!» 2

Ночью, когда все спали, слепая девочка пробиралась в красный угол, снимала со стены иконы и в одиночестве, в полной тишине, играла с ними.


Дар прозорливости проснулся в Матроне с раннего детства. Ей было восемь лет, когда за какую-то провинность отдали под суд Илью Горшкова, мужа ее родной сестры. Та не могла прийти в себя: детей полная изба, что делать? «Подожди, придет твой Илья!» — сказала Матрона. Сестра не поверила, отмахнулась. Вскоре Горшковы отправились в ригу, молотить зерно. Матрона их предупредила: «Молотите быстрее, а то не успеете». Те только посмеялись: «Что ты там предсказываешь, слепая?» Но только начали работать, прибежал кто-то из односельчан: «Илья пришел!»

Матрона предсказывала события и более значительные. Однажды она попросила у матери куриное перо. Ободрав его, спросила: «Мама, видишь это перышко?» — «Да что ж его смотреть, ведь ты его ободрала». — «Вот так же обдерут и нашего царя-батюшку». (Потом, уже много лет спустя, Матрона говорила об императоре Николае II: «Пожалел народ, собой расплатился! Знал наперед путь свой...»)

Слепой девочке-подростку открывалось то, что было сокрыто от всех. Вскоре к ней начали ходить посетители. Она указывала на события, которым еще предстояло случиться, давала советы, как поступить. По молитве девочки люди получали исцеление от болезней! Посетители оставляли родителям Матроны подарки; из обузы она превратилась в главную кормилицу семьи. Каждый день к избе Никоновых шли люди, тянулись повозки с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. В день приходило пять-шесть подвод, а иногда и больше.

Бог дал Матроне радость посещать монастыри и различные святые места: дочь местного помещика Янькова, добрая и благочестивая девица, совершая путешествия в Киево-Печерскую, Троице-Сергиеву лавры или в Петербург, всегда брала девочку с собой. В одно из этих путешествий Матрона получила благословение отца Иоанна Кронштадтского.

Дмитрий Орехов. Русские святые и подвижники XX столетия. Обложка

Все это, конечно, удивительно. Девочка Матрона была слепа, неграмотна, не имела духовного руководства. Как же она заслужила свой удивительный дар?

Надо сказать, что в жизнеописаниях православных подвижников можно найти примеры, когда удивительные способности пробуждались у них в ранней юности и даже в детстве. Так, например, маленький Иванушка Сергиев уже в детстве пользовался всеобщим уважением в родном селе Суре. К нему приходили спросить о пропавшей лошади, просили помолиться о больных, и он помогал... Рано стал помогать людям известный старец Гавриил Зырянов. Будучи юношей, этот подвижник «старался постоянно пребывать в молитве, а ум и сердце держать в чистоте. Он был так чист и целомудрен, что соблазны плоти и мира вовсе не интересовали его. В это время у него начала открываться способность видеть и слышать все происходящее на дальних расстояниях или знать, что думают другие. Много позже батюшка-старец понял, что эта способность зреть сокровенное является у человека только при чистоте сердца» 3.

Прозорливость появляется тогда, когда сердце очищается от греха, и прежде всего от гордости. «Чистые сердцем Бога узрят», — говорится в Евангелии (Мф. 5, 8).

Наверное, причину необычайных способностей блаженной Матроны тоже нужно искать в необыкновенной чистоте ее сердца.

Матрона терпеливо сносила обиды и с ранних лет искала утешение только в молитве. Про нее говорили, что она выросла в храме: сначала с матерью, потом одна, она бывала на каждой службе в себенской церкви. Не зная, где находится дочь, мать приходила в церковь. Матрона всегда стояла там на одном месте, за входной дверью слева, у западной стены. Всю службу девочка простаивала неподвижно, будто спящая. Она хорошо знала церковные песнопения и тихонько подпевала клиросным.

Московская старица

Люди всегда искали советов старцев в трудных ситуациях, не зная, как поступить. Тысячи людей ехали к оптинским старцам, чтобы спросить, как распорядиться имуществом, или получить благословение на брак. Шли с такими вопросами и к блаженной Матроне.

Вот интересный рассказ Зинаиды Александровны Карпиной, уроженки села Себено:

«Я уехала в Москву в шестнадцать лет, в общежитие к сестре, которая была старше меня на четырнадцать лет. Через два с половиной года меня стали сватать за человека, которого я ни разу не видела. Моя мама мне писала: „Дочка, даже если знаешь человека два дня, но если Матронушка благословит, выходи. Москва — темный лес, это не дома, где всех знаешь за несколько деревень“.

И вот я приехала на Сходню. Нашла домик, где Матрона жила, а когда ехала, то думала (не нарочно, лезло мне в голову): „Ничего она не понимает“. В дверях меня встретила — потом я узнала — ее прислужница. Я не сказала, откуда я. Она мне говорит, что Матрона сегодня больше принимать не будет. Я сразу решила, что вот, я ехала, думала о ней плохо, вот она меня и не принимает.

Одна комната была совсем закрыта, а другая на один палец приоткрыта. И только я повернулась уйти, как слышу ее голос из комнаты: „Татьяна Ивановна, пропусти, это дочка Дунина из Себена приехала“, — Татьяна Ивановна меня пропустила. Матушка мне не дала ничего говорить и сразу сказала: „Это не твой жених, он всякими делами занимается; ты скоро выйдешь замуж, и выйдешь вперед своей сестры“. Еще сказала, что я к ней скоро приеду; и правда, через два месяца я к ней приехала, и она мне сказала: „Это — твой муж, и ты будешь жить хорошо, только венчайся, до венчания ничего не позволяй“. И она мне читала молитвы над головой и три раза сказала: „Будь честной христианкой, и будешь жить хорошо“. Я так и сделала. Венчалась в Богоявленском храме. Сестра ездила ко мне в гости и тоже вышла замуж в тот же дом...»

Рассказывают, что в мае 1946 года к матушке привели женщину-комиссара в кожаном пальто, только что приехавшую из Берлина. Муж ее погиб на фронте, единственный сын сошел с ума. «Помогите, — сказала она, — больше идти некуда».

Старица выпрямилась: «Господь вылечит твоего сына, а ты в Бога поверишь?» — «Я не знаю, как это — верить...» — ответила коммунистка.

Блаженная помогла ей. Вскоре молодой человек совершенно пришел в себя, был выписан из психиатрической больницы, поступил в университет 4.

Слепая старица точно знала, у кого из приходивших к ней был нательный крест, у кого нет. Иногда она сердилась: «Кресты побросали, а ищут здоровья, чтоб им Бог дал».

«Матронушка, помоги!» — просили ее. Она строго отвечала: «Я, что ли, помогаю? Бог помогает!»

В иной день к блаженной приходило до сорока человек посетителей. Это, конечно, привлекало к ней внимание местных властей. Матроне часто приходилось переезжать с квартиры на квартиру. Рассказывают, что некоторые квартиры старица покидала спешно, за день или за два до прихода за ней милиции. Она давала указание перевезти себя в другое место, спасая от неминуемых репрессий не только себя, но и хозяев... Однажды она не съехала. К пришедшему за ней сотруднику милиции блаженная обратилась со словами: «Скорее иди домой, у тебя дома несчастье. А я на постели сижу, не убегу». Тот поверил ей и поспешил домой, а там с его женой действительно случилась беда — женщина обгорела от керогаза. Милиционер вовремя отвез ее в больницу, она поправилась. Забирать Матрону этот сотрудник наотрез отказался.

В годы войны блаженная сообщала людям о судьбе их близких. Говорила «ждите» или же «отпевайте». Ее односельчанка по фамилии Хитрова три раза получала извещения о смерти мужа. «Жив, придет на Казанскую! Постучит в окошко», — твердила свое Матрона. Кончилась война, и все, кто был жив, вернулись, но его не было. Но пришел 1947 год, и в день празднования Казанской иконы Божией Матери Тимофей Петрович Хитров действительно постучал в окошко.

Особенно много историй о ее чудесной помощи рассказывают жители села Себено. Вот случай, который произошел вскоре после Великой Отечественной войны с Анной Выборновой, дочерью старосты деревенской церкви.

«Приехал мой брат из Москвы к матери. И вот повели мы с ним корову продавать в Москву, на Белорусский вокзал, а оттуда — в Жаворонки. Мы прошли километров тридцать, когда обнаружили, что брат обронил где-то документы: и свои, и мои, и коровьи — все растерял. Он говорит: „Я сейчас застрелюсь! Куда мне деваться?“ Я назвала его дураком. „А как же мы теперь пойдем?“ — „Будем Матрону просить, и она поможет“. Вот это Матронушка! Давала нам путь и дом, где ночевать... Вот, за десять дней мы дошли, корову привели, все благополучно. Брат дивится: после войны патрули везде были, везде останавливали, но нас нигде не остановили. Я брату говорю: „Ты видишь, какие чудеса!“ Он говорит: „Вижу, Нюра!“ Потом я говорю: „Вот вернемся в десятом или одиннадцатом часу, поедешь к Матрюше?“ — „Поеду“.

Пришли мы с братом к Матроне, еще дверь не открылась, а слышим ее голос: „Пускай, пускай их, это свои. Я, слепая, всю дорогу с ней корову за хвост вела“. А брату говорит: „Как это сестра моложе тебя, а дураком назвала?“ Брат потом говорил: „У меня волосы дыбом встали, ведь она с нами не шла, а все знает!“„

В Москве Матрона сменила несколько адресов. До войны она жила на Ульяновской улице и возле Павелецкого вокзала (в домике у трамвайной линии), и в Сокольниках (в летней фанерной постройке), и в Вишняковском переулке (в подвале). Жила у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно... Дольше всего она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь в старинном деревянном особняке, в огромной сорокавосьмиметровой комнате жила односельчанка Матроны  Е. М. Жданова с дочерью Зинаидой. Иконы в этой комнате занимали три угла (“сверху донизу»). Перед образами висели старинные лампады.

Подобно многим подвижникам, ночью блаженная не укладывалась спать — лишь дремала, лежа на боку, а долгие часы отдавала молитве. До последних дней блаженная регулярно исповедовалась и причащалась Святых Таин. День своей кончины она предсказала заранее и три дня принимала всех неограниченно — прощалась. Отпеть себя просила в церкви Ризоположения на Донской улице, а похоронить - на Даниловском кладбище, «чтобы слышать службу». (Там находилась одна из немногих действовавших в то время в Москве церквей.)

У мощей блаженной происходило множество чудесных исцелений.

Прозорливость матушки Матроны

Еще девочкой Матрона стала просить односельчан, чтобы они собрали деньги: она решила заказать для церкви образ Божией Матери «Взыскание погибших». Для многих это была возможность отблагодарить Матрону, которая им бескорыстно помогла. Но некоторые из жителей Себено были настроены скептически: один из мужиков дал рубль нехотя, а его брат дал копейку — хотел посмеяться. Когда деньги принесли Матроне, девочка все деньги перебрала, нашла этот рубль и копейку: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят».

Старица была абсолютно незрячей (под веками у нее не было глаз), и тем не менее она имела представление о цветах. (Например, она учила, что не надо одеваться в темную одежду, подражая монашествующим.) Зинаида Жданова как-то сказала ей: «Жаль, матушка, что вы не видите, какая земля и какой мир». И та ответила: «Бог однажды открыл мне глаза и показал и мир, и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек».

Блаженная «видела» не только то, что происходило рядом, но и события далекого будущего. Ей принадлежит интереснейшее предсказание, которое, по-видимому, уже сбылось:

«Начнутся смуты, распри... Пойдут одна партия на другую... Будут ходить по домам, спрашивать: за кого? Будет резня». — «А что нам тогда отвечать?» — спросили тогда ее. — «Отвечайте: мы люди верующие, кого Господь даст, тот и будет».

Старице было известно о ее будущем прославлении. «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие... запустеет моя могилка... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться о них», — предсказывала она.

З. В. Жданова однажды сказала блаженной: «Матушка, как жалко, что никто из людей не узнает, какие чудеса вы творите именем Бога». — «Как это не узнают? Узнают!» — «Кто же об этом напишет?» — «Кто? Да ты и напишешь!»

Так оно и случилось — через сорок восемь лет.

Поучения блаженной

Блаженная была немногословна. Она не имела образования, всю жизнь провела среди простых людей. И поучения ее очень просты. Так, она часто повторяла: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет повешена за свой хвостик».

И еще: «Если старые, больные или кто из ума выжил будут вам что-то неприятное или обидное говорить, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали». — «Матушка, нервы», — говорили ей. «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов... Надо владеть собой, терпеть», — отвечала блаженная. Была у нее и такая пословица: «Человек человека скорежит — Бог поможет. Бог скорежит — никто не поможет!»

Старица предостерегала людей обращаться к гадалкам, целительницам: «Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят». Отучала от суеверного отношения к снам: «Не обращайте на них внимания: сны бывают от лукавого — расстроить человека, опутать мыслями».

Своих духовных детей она наставляла: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-либо образ, икону. Не интересуйся священниками и их жизнью и не бегай, не ищи прозорливых или старцев».

Свято-Покровский ставропигиальный монастырь

Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 году первым царем из династии Романовых, Михаилом Федоровичем. До этого здесь уже стояла деревянная Покровская церковь, а возле нее было кладбище для бездомных, бродяг и казненных.

Монастырь был закрыт в 1920 году, а богослужение прекратилось шесть лет спустя. Колокольня и купола храма были разобраны, обширное кладбище срыто (на его месте разбили парк культуры).

4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил три придела Покровского храма. На купола Воскресенского и Покровского храмов были подняты кресты.

1 мая 1998 года, в пятницу второй седмицы по Пасхе, гроб со святыми мощами блаженной Матроны был торжественно перенесен в Свято-Покровский монастырь. Обитель встречала процессию колокольным звоном. А через год, 2 мая 1999 года, двор монастыря снова заполнился народом. За праздничным богослужением, которое совершал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Матроне в последний раз была пропета «вечная память». Затем Патриарх огласил с амвона определение о канонизации в лике местночтимых святых праведной Матроны Московской.

Ныне рака с мощами блаженной старицы Матроны находится в левом приделе церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Там же находится другая святыня — икона Божией Матери «Взыскание погибших», написанная художником по благословению блаженной старицы.


Святая говорила: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли...»


Блаженная мати наша Матроно, моли Бога о нас!


1 По литературным источникам:

  • О жизни и чудесах блаженной Матроны. М., 1999
  • Православная Москва. Справочник действующих монастырей и храмов. М., 1999

2 Прошли годы, и оба брата стали деревенскими активистами, участвовали в раскулачивании крестьян. Во многом из-за них блаженная всю жизнь не имела своего угла и вынуждена была переезжать с места на место.

3 Старец схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и Седмиезерная Казанская Богородичная пустынь. М., 1991. С. 38-39.

4 К сожалению, ни о его дальнейшей судьбе, ни о судьбе его матери ничего не известно.

Дата публикации:
Категория: Отрывки
Теги: Дмитрий ОреховИздательство «Амфора»Матрона Московская