Пройдусь я по морозному, сверну на ледниковую…
в Екатеринбурге
Говорю таксисту: «В Филармонию!» — «Это где?» Товарищ явно очень неместный, вхожу в положение: «На Либкнехта». Нулевая реакция. «Да это же в самом центре, в конце-то концов! Как же ты не знаешь Карла Либкнехта?!» — «Так бы сразу и сказал — Карлалипнехта! А то придумал тоже — Липнехта… Шутник!»
На указателях, визитных карточках, баннерах, биллбордах то и дело читаю занятные адреса: Н. Онуфриева, Н. Васильева, М. Жукова… Перевожу для неместных: Начдива Онуфриева, Начдива Васильева, Маршала Жукова. Ну, что Сакко и Ванцетти по всей стране давно превратились в С. Ванцетти, вы и без меня знаете.
Кто такие эти загадочные Н. Онуфриев и Н. Васильев, никто и знать не хочет. Была еще улица Рабочего Крауля (видимо, чтобы не приняли его за какого-нибудь Помещика Крауля или Капиталиста Крауля). Она еще при советской власти стала улицей просто Крауля. Расспрашивайте, пытайте с пристрастием жителей этой улицы — никто не скажет, кем же был этот загадочный Крауль.
Так, может, вернуть наконец, как это сделали в Москве и в Питере, улицам Екатеринбурга их исторические имена — ведь никто, кроме кучки оголтелых большевиков, возражать не станет? Пусть Луначарского станет вновь Васнецовской, 8 Марта — Уктусской, проспект Ленина — Главным, а площадь 1905 года — Кафедральной? В середине 90-х казалось, что вот-вот это случится. Энтузиасты-краеведы по трафаретам аккуратно нанесли на дома прежние названия, чтобы народ постепенно привыкал к светлому прошлому. Не случилось — по-прежнему все большевики на месте, и, с учетом убыстряющейся советизации страны, вряд ли им что-то грозит.
2008-й, правда, всколыхнул народ — имя Бориса Ельцина присвоили политехническому институту, который он окончил (теперь это УГТУ — Уральский Государственный Технический Университет), и улице. Услышав взвизги одной девицы («Они с ума сошли?! Политех сделают имени Ельцина! Он ведь всего лишь там учился!»), я не выдержал: «А имени Кирова — это было лучше?» И услышал совсем уж неожиданное: «Киров был нарком промышленности, он основал институт, он тут работал!» И это вопила барышня с высшим образованием, екатеринбурженка. Пришлось ей рассказать, что Киров наркомом не был (с Орджоникидзе она его перепутала, что ли?), на Урал вообще не приезжал и к УГТУ не имеет ни малейшего отношения, а после гибели Сергея Мироновича по всей стране его имя лепили направо и налево. Почему бы, наконец, не Ельцин? Враждебное советское молчание.
А когда улицу переименовывали, за несколько часов до торжественного открытия выяснилось, что на табличке написано: «улица Ельцына». Начальство пришло в бешенство, табличку стремительно сделали новую, но пресса узнала и изумлялась: как же эти табличкоизготовители не знали написание фамилии земляка, первого президента России? Господи, да они ли одни…
Свежайшее: городская Дума утвердила новые названия на карте Екатеринбурга. У нас появились улицы Вековая и Ледниковая, переулки Туманный, Закатный, Корневой, Морозный. Никакой политики. Железно не придется переименовывать!