Инвалиды борща
После месяца знакомства я спросила у Джо:
— А почему я до сих пор не видела твоих друзей?
— Потому что мне 30 лет, я родился в Нью-Джерси, учился в Индиане, Чикаго, Петербурге, а теперь живу в Нью-Йорке. В этом городе у меня нет близких.
— Это фигня! Я вот приехала только в августе, и у меня уже куча: Колин, Василиса…
Тут я сообразила, что каждый прочий элемент задержался в жизни на вечер-два, в лучшем случае — на неделю.
Пару лет назад я где-то читала, что каждый второй американец признает, что у него нет друзей. Большинство из этих людей, я догадываюсь, находится в столице мира, где — так уж вышло — мало кто живет с рождения и еще меньше — кто навсегда.
Выходит удивительно: с одной стороны, всем хорошо знакомо чувство одиночества и все знают, как тяжело адаптироваться в чужом месте, готовы/хотят дружить, с другой — дружба как-то не завязывается. Я не могу привыкнуть к тому, что почти каждое знакомство начинается (и часто заканчивается) выяснением кто в каком месте живет, далеко ли от дома прачечная, где какого размера тараканы и что с транспортом (это, правда, действительно важные темы). На учебе добавляются разговоры про учебу. На работе — про работу. Но две задачи — «дружить» и «сотрудничать» — похоже, не смешиваются.
Но американцы не были бы великой нацией, если бы не придумали решения. В 2002 году появился сайт meetup.com — «используйте интернет, чтобы сбежать из него». Сайт тогда раскрутился через одного политика, а теперь работает во всех сферах. Гениально до безобразия: я организую группу «борщ» и собираю раз в месяц всех, кто интересуется — борщ сякой, борщ на крыше, борщ без свеклы. Была бы замужем, пошла бы встречаться с замужними нью-йоркскими дамами, ищущими подруг. А так нахожу встречу русскоговорящих журналистов в Нью-Йорке, после которой имею предложение о работе, скоропостижный роман и много сомнительных приключений. Или иду на свидание, которое никак с «митапом» не связано, но кавалер состоит в группе любителей японской кухни, а потому мы совмещаем романтический ужин с его «митапом» и проводим вечер наедине в сопровождении еще 20 настроенных дружить людей. По местным меркам они не инвалиды общения — им просто хочется какой-то неформальности.
Во всем мире на «митапе» зарегистрировано около пяти миллионов человек. И Нью-Йорк впереди планеты — каждый день под двести встреч и в общей сложности четыре тысячи групп по интересам: 700 любителей шоколада, 200 научных скептиков, почти 400 веселящихся без алкоголя.
Все это захватывает, заполняет свободное время людьми и событиями, но, если по-честному, мне пока не до конца понятно, есть ли, собственно, разница — разговаривать с незнакомыми людьми о тараканах или о борще, пусть даже последний намного любимей и вкуснее.
В России тоже есть митап, но размах не тот. В Петербурге встречаются только любители английского языка, в Каменке и Новом Уренгое — вообще никто, хотя и они в списке городов. По активности впереди Москва: 170 экспатов, полсотни каких-то инвесторов и 162 кормящие грудью мамы.