Замочки верности
В Москве
Вот и в Москве утвердилась новая молодежная традиция — тоннами увешивать мосты замочками. Их можно увидеть и на окраинных мостиках через Яузу, и на Патриаршем мосту, и на Лужнецком, и на специально обустроенном Лужковом мосту.
Этой моде лет десять. Доползла она к нам из «дальнего зарубежья». И, видимо, причиной очередного всплеска стал фильм по бестселлеру Федерико Моччиа «Три метра над небом». Главный герой в начале сюжета дурит потенциальной подруге голову выдуманной легендой о том, что надо повесить цепь с замком на третий фонарный столб старейшего римского моста Ponte Milvio, а ключ выбросить в Тибр, и тогда они вечно будут вместе. В итоге к лету 2007 года на мосту Ponte Milvio под тяжестью замков уже дважды рушились опоры фонарей. Заволновалась римская администрация, началась кампания за спасение древнего моста. Левые во главе с мэром Вальтером Вельтрони предложили ввести штрафы. Ситуацией воспользовались их правые оппоненты (включая неонацистов), развернув кампанию: «Левые против любви!», «Это нарушение прав влюбленных!»
Также возникла тайная группа Свободных Размыкателей, бравшая на себя ответственность за снятие замков. Как-то ночью почти все цепи и замки со столбов были украдены цыга-нами (сдав знаки любви в металлолом, они заработали 13 евро за 713 кг). В итоге в июле 2007 года на мосту были натянуты специальные цепи для безопасного подвешивания замков. Каждый год в день Св. Валентина на мосту проводится вручение приза «Золотой замок» за лучшее любовное граффити.
С другой стороны, версия, что традиция связана с римским мостом Ponte Milvio, — не единственная. Возможно, истоки обычая — в Венгрии, в городе Печ, где замочки на некую ограду цепляют с середины 1980-х. Или во Флоренции, где уже давно подростки цепляют замки на разные выступы возле статуи Бенвенуто Челлини, стоящей на Золотом мосту. С 2006 года во Флоренции введен штраф в 50 евро за прикрепление каждого замка. Перед вступлением в силу положения о штрафах все замки с трудом за несколько месяцев сняли — их оказалось пять с половиной тысяч. Одна из версий происхождения этой традиции — вывешивавшиеся вне лавок золотые замочки флорентийских ювелиров. Другая версия возводит ее к дембельскому обычаю 1960-х годов: известно, что рядом с мостом Ponte Vecchio располагались армейские казармы и демобилизующиеся солдаты вешали на ограду бюста Челлини замки от своих армейских шкафчиков.
Короче, еще расследовать и расследовать. Пока же резюме примерно такое: ранее существовавшая «самородная» традиция (даже не обязательно итальянская) была за последние несколько лет разогрета издателями и киношниками (нарочно или случайно, неведомо) и пошла расползаться по Европе, находя всюду в лице местных тинейджеров благодарную, истосковавшуюся по символам среду. Ну и конечно, еще сюда можно прибавить бурный рост в эти же годы китайской скобяной промышленности.
Но в общем-то плевать и на истоки, и на выклеивание имен розовыми стразами: глянешь мельком на иной сверкающий на солнышке замок с надписью маркером «Опоссум счастлив!» — и хорошо, и ладно.