Две прощальных буквы
При Пушкине из Петербурга в Москву, если не было своего каравана, передвигались на дилижансе: большая разнополая толпа в качающемся фургоне, ночевки на постоялых дворах — продолжалось это развлечение, зажмурьтесь-не-читайте, неделю. Появилась железная дорога, Анна Каренина из столицы в столицу ехала сутки. Потом установился стандарт, действительный и сегодня: более или менее длинная или короткая ночь.
Но есть люди, которым легче съесть нечищеную селедку без водки, чем провести ночь в поезде, и которые считают крайне глупым летать между известными населенными пунктами на самолете. Для них и существуют скоростные поезда; и ЭР-200, ходивший всего раз в неделю, но всего за четыре с половиной часа, был главным из них. Конкуренты уступали. «Аврора» тоже симпатичный поезд, но идет на сорок минут дольше, а в гонке скоростных поездов на короткие расстояния — это как секунда на стометровке. Четыре часа можно вытерпеть и не напиться, но после четырех с половиной буфета не избежать. А «Невский экспресс», жуткая ошибка природы, предназначен для терминаторов: там люди сидят нос к носу по шесть человек в крохотном купе.
Так что, провожая ЭР-200 (последний рейс состоялся в конце февраля), низко поклонимся ему в пояс, если относительно поезда такая операция осуществима. Агрегат, кстати, не идет на слом: его поремонтируют как следует и запустят на более короткие дистанции (Москва-Тверь или СПб-Новгород, в любом случае — счастливого пути).
А нам взамен обещают — правда, только в декабре — чудище под гордым именем «Сапсан». Оно призвано доскакивать от Московского вокзала до Ленинградского (и наоборот) за три часа сорок пять минут. Это уже почти быстро. Почти совсем быстро. Вот если бы три тридцать… Да ладно, и три сорок пять ничего. О ценах на скоростные билеты тут уместно умолчать: да, кусаются, и давно. Но это уж претензии к духу времени, а не к демонам железной дороги.