В распоряжении «Прочтения» оказались отзывы школьников о разных статьях проекта «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». В множестве рецензий на двухтомник прямой адресат учебника, школьник, вообще не рассматривался как способный к чтению субъект, но оказалось, что ребята могут не только прочитать, но и рассказать о своих впечатлениях.
Меня зовут Николаева Наташа, я — ученица
Я прочитала статью Владимира Тучкова о Владимире Маяковском, «Бунт на корабле русской поэзии». Выбрала я именно её, потому что этот поэт мне интересен как личность, мне нравятся те немногочисленные стихи, которые мне довелось прочитать, и хотелось чуть больше узнать о нём.
После прочтения статьи из учебника возникло несколько вопросов.
Статья написана смело — бойким, немного язвительным языком. Однако, сквозь строки видна поддержка автором позиции Маяковского. Если учебник написан для школьников, то стоит ли молодому поколению, и без того в достаточной мере поддающемуся влиянию асоциальных веяний, давать дополнительную почву для подобных размышлений? Стоит ли употреблять жаргонные слова и выражения, например «типа», в такой литературе? Наверное, в качестве примера того, что меня больше всего смутило в статье, можно привести следующий отрывок предложения: «Не менее шокировал зажравшихся любителей попсы начала двадцатого века, которых мы сейчас называем гламурной тусовкой, и финал стихотворения…»
Возможно, таким образом автор пытается приблизить текст к молодежному языку, сделать его интереснее и легче для восприятия подросткам. Но я не согласна с этим, я считаю, что у ребят моего возраста и так достаточно источников, чтобы черпать жаргонизмы и бунтарские мысли, а что же поможет для изучения исконного, правильного русского языка лучше, чем художественная литература, а тем более — учебник по ней?
Опять же, если воспринимать эту статью как главу учебника, можно поспорить с автором о том, стоит ли выражать в таком тексте своё собственное мнение.
Но если смотреть на это как на произведение, написанное человеком, который хорошо знаком с творчеством и биографией Владимира Маяковского и который хочет выразить своё впечатление, своё мнение, пусть оно даже противоречит с официальной точкой зрения на то или иное явление в творчестве Маяковского, статья читается совершенно по-другому.
Анализ лирики очень глубокий — мало учебников, в которых бы так глубоко и подробно разбирались художественные приемы поэта, и за это хотелось бы поблагодарить автора статьи, поскольку школьнику порой не под силу самому уловить истинный смысл стихотворения, а на уроках нет возможности разобрать такое количество произведений.
Повествование построено интересно и динамично — читается так же легко, как хорошая художественная литература. При этом информация, изложенная в статье, логично выстроена и хорошо запоминается.
Ну и, в заключение, хочется сказать «спасибо» автору за то, что он выполнил, наверное, главную свою задачу — заинтересовал читателя. После прочтения статьи я достала с полки сборник стихотворений Маяковского и положила его в сумку, чтобы читать в свободные минуты.
Наташа Николаева
11 класс лицея 1533
Другие отзывы школьников о «Литературной матрице»:
Анна Дорошенко о «По соседству с Достоевским» Сергея Носова
Маргарита Гарипова о «По соседству с Достоевским» Сергея Носова
Аля Банис об «Одной-единственной нити ковра» Аркадия Драгомощенко
Ася Терехова о «DJ Заболоцком» Евгения Мякишева