В распоряжении «Прочтения» оказались отзывы школьников о разных статьях проекта «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». В множестве рецензий на двухтомник прямой адресат учебника, школьник, вообще не рассматривался как способный к чтению субъект, но оказалось, что ребята могут не только прочитать, но и рассказать о своих впечатлениях.
Я прочитала главу Сергея Носова «По соседству с Достоевским» о русском писателе и мыслителе Федоре Михайловиче Достоевском
В статье о Достоевском мне понравилось изложение его биографии не как исторического параграфа, а как живого рассказа — это всегда интереснее читать. Меня заставил задуматься простой, на первый взгляд вопрос, которым задался автор: «А как на счет морального права? Какое ты лично отношение к Достоевскому имеешь? Есть ли что-то (себе ответь), что тебя с Достоевским связывает?» Недурно было бы каждому, кто собирается что-либо высказать или написать о Достоевском, ответить на этот вопрос. Далее меня изумило предложение поставить памятник Раскольникову с топором на Сенной площади от двух друг с другом не связанных людей — тут уж действительно уверуешь во всякую потустороннюю мистику, связанную с Достоевским и его духом: «все здесь действительно пропитано духом Достоевского» (что такое «дух Достоевского», оставим в стороне, — речь о том, что «дух» этот — не выдумка). Я полностью согласна с автором, в том, что «надо подивиться, как это при такой бурной биографии вообще оставалось место писательству?» Но хотелось бы добавить, что к такому замечательному и интересному рассказу о динамичной «эксклюзивной» жизни «состоящей из ярких и выразительных эпизодов, будто она кем-то выдумана, изобретена…», можно добавить эдакого «перца». Ну, если не «перца», то чего-то яркого, обостренного, болезненного, «достоевского», чего-то такого, что отличает и стиль Достоевского, и особенность и специфичность его произведений. Я сейчас читаю «Игрока» Достоевского, нахожусь под впечатлением, погруженная в его неповторимый мир и стиль, а тут вдруг статья про него и так по стилю не похожая на автора, про которого пишут.
Очень хочется поблагодарить всех тех, кто работал над этой книгой. У меня язык не повернется назвать это учебником, потому что это отдельное литературное произведение, сборник, подобный лекциям Набокова о зарубежной и отечественной литературе. Я думаю, эта книга лучше и «шире» учебника, потому что я увидела свободу, дающуюся читателю, которая не дается, когда читается учебник. Мне кажется, что именно современного, свежего взгляда на этих «The Russians», о которых многие Russians знают меньше иностранцев или вообще не знают ничего, как раз и не хватало — мало кто из моих сверстников без «пинка» пойдет штудировать литературные статьи Добролюбова, Писарева или Бродского.
Я искренне надеюсь, что цели, которые авторы и писатели ставили себе в начале работы над «Литературной матрицей» будут достигнуты, и что многих эта книга заинтересует так же, как меня.
Анна Андреевна Дорошенко
Лицей информационных технологий № 1533
Москва, 2010
Другие отзывы школьников о «Литературной матрице»:
Маргарита Гарипова о «По соседству с Достоевским» Сергея Носова
Аля Банис об «Одной-единственной нити ковра» Аркадия Драгомощенко
Наташа Николаева о «Бунте на корабле русской поэзии» Владимира Тучкова
Ася Терехова о «DJ Заболоцком» Евгения Мякишева