Хмурым и прохладным петербургским утром 7 сентября 2017 года в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова состоялась пресс-конференция, приуроченная к открытию 100-го сезона. Худрук театра Андрей Могучий, главный художник Эдуард Кочергин, а также Александр Демахин, руководящий социально-просветительским отделом, подвели итоги предыдущего сезона и рассказали о планах БДТ на юбилейное будущее. Разговор, под стать погоде, получился сдержанным, освежающим и — с ощутимым оттенком экзистенции.
Начали с отчета о статистике — здесь одному из ведущих театров Петербурга и впрямь есть чем гордиться. По словам Могучего, в течение прошлого сезона посещаемость БДТ выросла на 30 процентов, а это значит, что в театр пришло на 30 000 зрителей больше, чем в позапрошлом сезоне — цифра внушительная. Что еще? Номинировались на множество театральных премий и — побеждали, в том числе на «Золотой маске» («Гроза» Могучего получила приз за лучшую режиссерскую работу). А главное — выпустили 6 премьер.
Столько же новых спектаклей запланировано и теперь, однако художественный руководитель предупредил: возможны сюрпризы. «Следующий сезон будет, я думаю, для нас в этом смысле даже жестче, — признался Андрей Могучий. — Помимо этих шести премьер, может, будет даже больше — пока я зарекаюсь говорить». Первым свет должен увидеть спектакль «Три толстяка» по мотивам одноименного произведения Юрия Олеши — Могучий планирует приурочить выпуск своей новой работы к 7-му ноября. Эдуард Кочергин, празднующий в этом сентябре 80-летие и неразлучный с БДТ вот уже сорок пять лет («Кошмар! С испугу все это получилось», — пошутил художник, осознав еще одну юбилейную цифру), напомнил: «Три толстяка» Олеши ставятся на сцене Большого драматического театра не впервые. «Возвращение к этой теме, к этому замечательному писателю и драматургу — святое дело, потому что это большая культура нашей страны. И, по-моему, сейчас это может звучать очень современно», — заключил Кочергин.
Кстати, другой спектакль будет поставлен уже по книге самого художника: режиссер Евгений Ибрагимов оживит на Второй сцене БДТ «Завирухи Шишова переулка». По словам Могучего, премьера запланирована на конец осени — начало зимы. А после Нового года, во второй половине сезона, сразу два московских режиссера приедут в Петербург, чтобы поработать под крышей Основной сцены БДТ. Андрей Кончаловский обратится к древнегреческой драматургии — в его планах «Эдип в Колоне» Софокла. А вот Константин Богомолов возьмется за советскую пьесу, но — тоже в стихах: постановщика заинтересовала «Слава» Виктора Гусева. Кроме того, Роман Мархолиа, поставивший в БДТ «Игрока» по одноименному роману Федора Достоевского, выпустит еще один спектакль со Светланой Крючковой — «Жизнь впереди». В его основу ляжет роман Эмиля Ажара (псевдоним Ромена Гари). Эта премьера также состоится на Основной сцене. Что до сцены Малой, то на ней начинающий режиссер Александр Никаноров поставит пьесу Паулы Стенстрём «People respect me now» («Теперь люди меня уважают»). Рабочее название спектакля — для краткости и, видимо, в пару к «Пьяным» — «Невинные». «Жизнь нас ждет бурная, и подвигов будет много», — суммировал сказанное худруком Эдуард Кочергин. «Ни дня без подвига», — охотно перефразировали участники пресс-конференции название книги Юрия Олеши.
Немало событий ждет БДТ и помимо премьер. Так, первым делом театр отпразднует 80-летие своего главного художника: 25 сентября на Основной сцене состоится юбилейный вечер, режиссером которого станет Игорь Коняев. По случаю торжества Эдуарду Кочергину будет отдано чуть ли не все пространство театра: в Большом зрительском фойе пройдет презентация альбома «Кочергин. БДТ», а в променуаре второго яруса будет организована фотовыставка, которая напомнит о наиболее значимых работах художника в БДТ.
Кроме того, запланированы гастроли по городам России — БДТ побывает в Ульяновске, Киришах и Казани. Также театр планирует показать «Грозу» зарубежным зрителям — спектакли должны состояться в Братиславе, Будапеште и Праге. Примет театр на своей сцене и другие коллективы, среди которых «Dance Company Theaterhaus Stuttgart» (фестиваль современной хореографии «Диана Вишнева. Context»), «Гоголь-центр» со спектаклем «Ахматова. Поэма без героя» в постановке Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, «Балет Лотарингии» (фестиваль «Дягилев P.S.») — и не только.
Новый виток развития получит и программа «Эпоха просвещения в БДТ». Руководитель социально-просветительского отдела Александр Демахин рассказал о том, что, помимо полюбившихся зрителям экскурсий по закулисью и циклов лекций о культуре и искусстве, сопровождающих премьеры, продолжится проект «Педагогическая лаборатория БДТ». По словам Демахина, Большой драматический театр, в котором просветительская работа всегда велась параллельно с художественной, считает, что «одной из задач является воспитание нового поколения петербургских театральных зрителей. И, конечно, нашими агентами, нашими помощниками в этом являются педагоги». В прошлом году третью по счету «Педагогическую лабораторию БДТ» окончили более пятидесяти учителей.
Однако в этом сезоне театр намерен налаживать диалог не только с педагогами. БДТ подготовил еще один — уникальный — спецпроект. Его целью станет преодоление непонимания между театральными деятелями и сотрудниками органов внутренних дел. То, что сегодня они говорят на разных языках, стало особенно очевидно в связи с ситуацией, сложившейся вокруг ареста режиссера Кирилла Серебренникова. По мнению Демахина, решить конфликт между творцами и служащими правоохранительных органов можно только при помощи диалога: необходимо встречаться, делиться опытом и пытаться дружить.
Об этом же говорил и Андрей Могучий: «Фамилию „Серебренников“ многие работники следственных органов узнали из приказов, документов, а не потому, что они знали, любили или не любили этот театр, — я имею в виду „Гоголь-центр“ и „Платформу“». В качестве примера вопиющего непонимания между деятелями театра и сотрудниками ОВД художественный руководитель БДТ привел абсурдную ситуацию вокруг спектакля Серебренникова «Сон в летнюю ночь», существование которого следствие не признает. И это — несмотря на то, что постановка до сих пор значится в репертуаре театра, и ее видело множество зрителей и театральных критиков. «Рецензия в их (следователей — Прим. автора) понимании — это не документ. В нашем понимании — заказать сто хороших рецензий не по карману ни одному даже очень продвинутому режиссеру… В этом случае компетентность, мне кажется, надо повышать», — заявил Могучий. По словам Александра Демахина, спецпроект будет запущен уже в ноябре.
«БДТ был, есть и будет театром, открытым городу, обществу, — заключил разговор о просветительских планах театра его художественный руководитель. — Мы всеми силами будем продвигать эту историю, чтобы в обществе был налажен диалог». И по всему кажется, что именно это слово — «диалог» — действительно главное в сегодняшнем лексиконе БДТ.
Фото на обложке статьи: Наталия Соколова