В распоряжении «Прочтения» оказались отзывы школьников о разных статьях проекта «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями». В множестве рецензий на двухтомник прямой адресат учебника, школьник, вообще не рассматривался как способный к чтению субъект, но оказалось, что ребята могут не только прочитать, но и рассказать о своих впечатлениях.
Открыв книгу, я увидела огромное количество заметок про разных писателей. Боясь запутаться в «мире страстей» классиков, решила начать с оглавления, и мой взгляд тут же отметила С. А. Носова: с ним я знакома давненько, по его «Тайной жизни петербургских памятников». Перелистнув книгу на нужную страницу, начала читать историю жизни одного из любимых классиков русской литературы — Федора Михайловича Достоевского.
Я с упоением прочитала и «Бесов», и «Карамазовых», и «Преступление и наказание», но никогда не утруждалась взглянуть на биографию самого автора.
История Достоевского загадочна и магнитична, я даже бы сказала — сверхъестественна для обычного человека.
После прочтения первых нескольких предложений, меня посетили разные чувства: недоумение и восторг. Я смогла провести параллели со своей жизнью и жизнью Достоевского: на каждом повороте жизненного пути судьба «дарила» роковые моменты, подводные камни. Возможно, эти «камни» и есть ключ к таинственной фигуре Достоевского. Он был неким пророком, который до сих пор направляет человечество на верную дорогу.
В заметке я узнала много интересного о жизни и личности Достоевского. Большая часть подростков, да и взрослых людей, считают, что Достоевский был нежилец в этом мире, что он был «певцом страданий», ан нет, — все совершенно по-другому. Оказывается несмотря на все свои болезни и язвы жизни, несмотря на то, что он болел эпилепсией, был что ни на есть счастливым человеком, «и знал больше других, что такое счастье». Даже за два дня до казни в Петропавловской крепости ощущал себя прелестно: «Счастье — это восприятие жизни как дара. Счастье — это единение с миром. Счастье — это преображение души. Счастье — творчество. Счастье — любовь».
Все проходят в школе «Преступление и наказание», но многие так и не узнают, в чем же состоит идейный смысл, ибо учителя литературы — люди мыслящие, любящие говорить свои выводы и суждения как должное и единственно правильное объяснение. С. А. Носов в своей заметке обращается к Достоевскому, и Федор Михайлович удостаивает нас правильным толкованием: «не про то роман, что убивать плохо, и не просто про то, что возмездие всегда настигнет преступника, — о чем бы ни был роман, он еще и о возможности возвращения к жизни, спасения. О возможности воскресения и преодоления личного ада».
Между тем, покуда он приводит читателя к этому выводу, можно испустить несколько вдохов и выдохов тем, кто уже прочитал этот роман. Лучше все-таки не пересказывать сюжет романа, а прочитать его самому. И тогда не придется тратить время и страницы на пустую писанину.
С. А. Носов расширяет границы понимания индивидуальности Достоевского, приводит много фактов о его жизни, что притягивает и останавливает внимание читателя. Текст написан живо и с ритмом: читать его просто, но в то же время слова подобраны к месту. Я думаю, что человека, который никогда не брал в руки книги Федора Михайловича, но прочитал эту заметку, в ближайшем будущем ждет обязательное знакомство с его творениями; а для того кто прочитал все и даже больше, «по соседству с Достоевским» будет полезно преимущественно для понимания самого феномена русской литературы Федора Михайловича Достоевского.
Маргарита Гарипова,
экстернат школы № 91
Другие отзывы школьников о «Литературной матрице»:
Анна Дорошенко о «По соседству с Достоевским» Сергея Носова
Аля Банис об «Одной-единственной нити ковра» Аркадия Драгомощенко
Наташа Николаева о «Бунте на корабле русской поэзии» Владимира Тучкова
Ася Терехова о «DJ Заболоцком» Евгения Мякишева