- М.: Время, 2006
- Переплет, 464 с.
- 2000 экз.
- Купить электронную книгу на Литресе
Какой же русский не любит вкусной еды
Человек раскрывается полностью в трех стихиях — еде, сексе и литературе. Или в разговорах о них же. Тут ничего нельзя скрыть или сымитировать. Как ни старайся — все равно проколешься.
Михаил Генделев написал блестящую книгу «О вкусной и нездоровой пище, или Еда русских в Израиле».
На самом-то деле это книга для всех — она сверхдемократична. Она для тех, у кого есть деньги, и для тех, у кого они водятся время от времени, и для тех, кого они избегают.
Потому что она написана человеком, который знает, как сварить щи из топора и занюхать водочку мануфактуркой.
Эта книга для читателя умного и для его полного и окончательного оппонента. Первый будет радоваться широте авторской эрудиции и могучей парадигме склонения человеческого чревоугодия и перорального любострастия, данного нам во вкусовых ощущениях; второй же — старательно будет копировать генделевские рецепты. И тот и другой будет щедро вознагражден.
Эта книга для практикующего гурмана и для любителя пить чай «вприглядку», для того, кто находит вкус в чтении описаний трапез и застолий, и для того, кто даже в ресторанном меню видит памятник эпохе.
Но самое главное достоинство этой книги — она талантливо написана умным человеком, впрочем, можно поменять местами прилагательное и наречие — и тоже будет правда.
Человеческий жизненный опыт никогда литературе не вредил. Отсутствие снобизма — тоже. С замечательной легкостью автор позволяет читателю включиться в игру «тема с вариациями», когда начинаешь понимать, что всечеловеческая кухня родственна по темам и неисчерпаема в своей вариативности.
Как бы мимоходом Михаил Генделев (к слову, очень неплохой поэт, известный еще по самиздату), рассказывая о способах приготовления «фляк господарских» или «коурмы с алычой», делает нас соучастником своей жизни, свидетелем его путешествий и встреч, бесед с друзьями и разговоров с самим собой. Так книга о «вкусной пище» превращается в «Исповедь сына века» и «Записки путешественника» или «Катехизис неисправимого жизнелюба». Надо сказать что автор умеет убеждать:
«Плохо и неразборчиво жрать — плебейство. Но — плохо и неразборчиво жрать, имея основания есть хорошо, грациозно и со вкусом, — жлобство. Единственно, что мне это напоминает, — услуги дешевых блядей, не прошу прощения за выражение».
Правда ведь, неплохо сформулировано? Читаем дальше!
«Умение внятно готовить — доблесть. Умение есть — норма благородного поведения. Умели хорошо готовить: Декарт, Лафонтен, Фридрих Великий, Мюрат, аббат Прево, папаша Дюма. А также — Петр Первый, Александр III, Лесков, Кузмин, Пастернак, Набоков».
Итак, читатель, ты в недурной компании. Да и поговорить есть о чем и с кем, и есть кого послушать. Предоставим слово автору:
«Еда в России больше чем еда. Еда в России — это ее история, ее социология и ее эсхатология. Страсбургский пирог нетленный! — как раздражал он аппетит народовольцев!
Блины как форма общинного уклада. Щи из крапивы. Березовая каша (»шпицрутены по-аракчеевски«)».
И еще — это мудрая и остроумная книга, о чем свидетельствует даже беглый взгляд на оглавление: «Кухарка, управляющая государством, или Дамская кулинария», «Сердцеед, или Эротическая кулинария», «Похмелье», «Похмелье 1», «Похмелье 2», «Похмелье 3», «Люди, гады, жизнь».
Может быть, это и была бы апология еды, если бы автор не был поэтом и художником жизни. И если бы не обладал он даром свободного выражения своих вольных мыслей. Вот и на вопрос — почему эта книга о еде — он отвечает сам:
«Вообще-то говоря, я чего-то недопонимаю. Почему бы не писать о еде? Ведь писатель пишет или о том, что он пережил, или о том, чего ему не хватило, потому что кончилось. А я много чего пережил, в смысле еды. Я неоднократно переживал периоды острой нехватки питания, периоды отвращения к жизни (а где едят — там жизнь…), периоды сытости переживал, периоды недовольства собой…»
Словом, открой, читатель, эту брутальную книгу о «вкусной и нездоровой» — и ты не пожалеешь и зачитаешься, как давно не зачитывался самым модным романом.