Звони или разоряйся
-
«Сделайте свой бизнес мобильным! Опыт Nokia»
- М.: Вершина, 2006
- Обложка, 248 с.
- ISBN 5-9626-0269-2, 0-470-02752-5
- Тираж не указан
Компания, придумавшая, на мой взгляд, лучший в мире слоган — “Connecting people” — не могла не задуматься над тем, как же добиться этого объединения хотя бы среди своих сотрудников. И тогда в Nokia разработали программу повышения мобильности бизнеса. «Ну и что? — скажет скептик.— Сколько программ по всяким поводам разрабатывается и даже реализуется — и разве это как-то меняет мир?»
Продираясь сквозь крайне небрежный язык перевода, примерно к середине книги начинаешь понимать, что эти ребята из Nokia действительно показывают нам, как новые принципы организации работы меняют мир. Мобильный бизнес по Nokia — это иное ощущение географических границ и часовых поясов, иное соотношение личного и рабочего времени и — в конечном итоге — иные человеческие отношения.
Главное, что осознаешь после прочтения книги,— это то, что работа по правилам мобильного бизнеса требует от каждого, кто в таком бизнесе занят, иного уровня сознательности и дисциплины. Сознательности — потому что такая работа требует постоянного самообразования и повышения уровня культуры общения: будь то изучение нового инструмента для виртуальных коммуникаций, нового иностранного языка или истории и культуры страны, в которой волею случая проживают ваши новые коллеги и клиенты. дисциплины — потому что больше не будет внешних рамок вроде рабочего дня с девяти до шести с обеденным перерывом, офисного стола и костюма с галстуком. «Играйте хоть носом» — так, по легенде, ответствовал Моцарт некоему дилетанту, жаловавшемуся, что ему не хватает рук, чтобы исполнить какой-то сложный пассаж. Работайте хоть в халате, хоть ночами, хоть в гамаке под пальмой, хоть с девяти до шести в офисном костюме, но дома — ваша работа должна быть выполнена в срок и соответствовать стандартам, принятым для ее оценки,— то есть общим правилам, следуя которым трудятся ваши коллеги по проекту (и вам тоже не так уж важно, как они выглядят и во что одеты: вы ждете от них результата, о котором договорились).
Как это ни парадоксально, но принципы мобильного бизнеса очень схожи с фрилансом. Любой хороший фрилансер скажет вам, что его работа всегда подчинена распорядку — просто он создал его себе сам, сообразуясь со своими потребностями и удобством. Парни из Nokia предлагают приблизить бизнес к стилю работы хорошего фрилансера: когда есть четкое понимание результата, четкие стандарты для его оценки, четко прописанные «контрольные точки» проекта и личная заинтересованность в достижении этого результата.
Конечно, у мобильного бизнеса есть и отрицательные стороны. одна из них — также подмеченная кем-то из Nokia — то, что работа может поглотить личное время и что далеко не всегда у коллег и начальников может хватить такта не беспокоить человека по рабочим вопросам в его нерабочее время. «Мне наплевать, что ты на пляже,— у тебя есть данные, и я хочу их сейчас получить»,— рычит в трубку воображаемый босс. Есть и технические сложности — организовать безопасность бизнеса, обеспечить сохранность и актуальность полученных данных, да и просто обеспечить всеми этими техническими новомодными штуками всех сотрудников и научить их ими пользоваться.
Но преодоление всех этих сложностей, если верить Nokia — да и другим компаниям, успешно работающим по всему миру,— дает неповторимое ощущение единства команды и, в конечном итоге,— единого мира, в котором интересно жить и работать. И потому сделать свой бизнес мобильным, видимо, стоит. У Nokia это, похоже, получилось.