Писательница Гертруда Стайн родилась в штате Пенсильвания, но родным городом для нее стал Париж. В богемных кварталах столицы Франции развивалось новое искусство, которому покровительствовала Стайн. Ее квартира на улице Флёрю была одним из центров художественной и литературной жизни города. В день 140-летия ценительницы прекрасного «Прочтение» вспомнило самых известных членов негласного клуба.
Эрнест Хемингуэй
Писатель часто бывал у Гертруды Стайн. Ее квартира, быт и манеры описаны в романе «Праздник, который всегда с тобой»: «Мисс Стайн жила вместе с приятельницей, и когда мы с женой пришли к ним в первый раз, они приняли нас очень сердечно и дружелюбно, и нам очень понравилась большая студия с великолепными картинами. Она напоминала лучшие залы самых знаменитых музеев, только здесь был большой камин, и было тепло и уютно, и вас угощали вкусными вещами, и чаем, и натуральными наливками из красных и желтых слив или лесной малины…» Гертруда Стайн не просто подкармливала подопечных, она читала их рукописи, правила и вела переговоры с издательствами.
Пабло Пикассо
Гертруда Стайн коллекционировала работы испанского художника. Он написал ее портрет, который поначалу нравился только создателю и его натурщице. В «Автобиографии Алисы Б. Токлас» Стайн от имени героини пишет: «Чуть погодя я шепнула Пикассо, что мне нравится его портрет Гертруды Стайн. Да-да, сказал он, все говорят, она не похожа, но это все чушь, она будет похожа…» В квартире на улице Флёрю Пикассо всегда был желанным гостем, для него устраивались самые изысканные обеды, а его картины были гордостью коллекции Стайн.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Гертруда Стайн питала любовь к французскому и американскому искусству. Огромное впечатление на нее произвел роман Фицджеральда «По эту сторону рая». По ее мнению, именно эта книга открыла читателям новое поколение. Похвалы Стайн удостоился и роман «Великий Гэтсби». «Она считает, что Фицджеральда будут читать, когда многие из его известных ныне современников давно уже будут забыты», — написала Стайн о самой себе.
В гостиной у Гертруды Стайн можно было встретить художников Амедео Модильяни и Анри Матисса, а со стен глазами ангелов смотрели герои картин Марка Шагала. Писательница, по воспоминаниям Хемингуэя, была равнодушна к быту: коллекция полотен заменяла все необходимые для жизни вещи. Предложив миру термин «потерянное поколение», она сама стояла за своих любимцев до конца.