Гвоздики пахнут ванилью

Гвоздики пахнут ванилью

Школьные списки для летнего чтения не меняются десятилетиями — и очень жаль, ведь океан детской литературы с каждым годом становится все шире. Какие книги нельзя оставить за бортом, узнаете из подборки «Прочтения».  

  • Руне Белсвик. Простодурсен. Лето и кое-что еще. — М.: Самокат, 2016. — 368 с.

Пора смириться: без книг о Простодурсене любой «детский» обзор будет неполным. Что в них такого особенного? Ведь автор даже не удосужился придумать сюжет: просто описал жизнь, идущую своим чередом. Есть настоящий франт Ковригсен, бедный Сдобсен, гармоничная Октава и подозрительный Пронырсен. Жители приречной страны делают большой пудинг, кидают бульки в реку, собирают ягоды и иногда устраивают праздники. На одном из них утенок, появившийся в первой части, показывает гениальный фокус. Он встает повыше на стол и говорит: «Но вдруг к тебе приплыли в руки утка и яйцо. А из этого яйца вышел я собственной персоной. А теперь я встал на жестянку и дал вам на меня посмотреть. Это же невероятно, что все устроено так». Руне Белсвик помогает вспомнить о магии повседневной жизни, ведь взрослые постоянно спешат, а жители приречной страны успевают делать самое важное, не торопясь: дружить, любить и заботиться друг о друге. 

 


 

  • Владимир Короткевич. Дикая охота короля Стаха. Цыганский король. — М.: Речь, 2017. — 288 с.

Если вновь представить себя школьником, будет легко вспомнить, что лето — это время искать вымышленный клад на дне городской реки, строить тайный шалаш, делиться на разбойничьи шайки и выбирать короля двора. В переиздании книги Владимира Короткевича собраны две повести с именно такими, самыми классическими детскими приключениями: здесь и политика, и история, и военное дело, и конечно, поэзия — в уменьшенном масштабе. «Полевые гвоздики пахли ванилью, будто праздничный пирог» — первая же фраза, очень хорошо определяющая стиль произведения. «Дикая охота» написана для детей, которые уже начинают читать классику (книга может стать плавным переходом к ней) и даже, может быть, кое-что слышали про собаку Баскервилей. Это литература в хорошем смысле мальчишечья, предназначенная для будущего рыцаря или даже короля, которому очень пригодятся прекрасное воображение и вдохновение для подвигов.  

 

 

  • Петр Соха. Пчелы. — М.: Самокат, 2016. — 72 с.

Продолжая тему сезонного чтения, нельзя не отметить, что хорошенько узнать все про пчел и мед можно только летом. Петр Соха, которого представляешь добрым пасечником с обложки, приглашает осмотреть не только непосредственно сам улей, но и изучить его роль в истории: связь с египетскими саркофагами, городскими сетями транспорта и даже Эйфелевой башней. Доступным языком рассказывается о бионике, истории и биологии — а еще о простой житейской мудрости: все, даже самое маленькое, имеет свое значение, все в этом мире взаимосвязано. Если и объяснять какое-то явление, то только так: поместив его в центр мироздания. А если описание жизни самых трудолюбивых насекомых оставит вас равнодушными, то, поверьте, лица героев с иллюстраций Петра Сохи запомнятся очень надолго. Как и все, сделанное с большой любовью.

 

 

  • Мария Грипе. Элвис Карлссон. — М.: Белая ворона, 2017. — 174 с.

Бывает узнавание взрослое, когда вдруг видишь в герое произведения себя и невольно вздрагиваешь. В книге Марии Грипе есть такие персонажи, в которых себя могут узнать дети. Кто из нас не проводил воскресное утро в томительном ожидании часа, когда родители проснутся? Кто не придумывал себе какую-нибудь Тайну (именно с большой буквы, вот такой важности)? Про кого мамины подруги не говорили что-нибудь такое несправедливое, что хочется не то зареветь, не то подсунуть им дохлую мышь? Историю про Элвиса Карлссона можно было бы назвать похожей на «Простодурсена», если бы прозрачность мира здесь была чуть менее печальной, или на «Дикую охоту короля», если бы тон был чуть более лиричным. Но мир детства здесь устойчив и, как нигде, правдоподобен. Что в нем прекрасно — так это время, которое дает возможность приостановить такие важные дела, как, например, взросление.

 


 

  • Дэвид Алмонд. Мой папа — птиц. — М.: Самокат, 2016. — 128 с. 

Тут вам не какая-то птица, а именно птиц, и вместе с этим все самое смешное, упрямое и боевое, что представляется при этом слове. История Алмонда не печальное нравоучение о бескрылой птичке киви, но веселый рассказ о рассеянном папе и его умнице-дочке (хотя кто сказал, что забавное не может быть поучительным). Отец, услышав про конкурс летунов, загорается идеей участия. С пытливостью ученого он наблюдает за всем, что парит в воздухе, добывает откуда-то крылья, прыгает с вышки и — что самое главное — ни капли не сомневается в успехе. Умница Лиззи сначала с ужасом наблюдает, как папа ест мух вместо обеда и в попытках взлететь бегает по квартире, круша ее любимые вещички, а потом и сама заражается мечтой подняться над крышей собственного дома. Такими они и предстают на иллюстрациях: внизу на прищепках развеваются чьи-то брюки и майки, наверху светит лукавое солнце, а посередине — папа с дочкой наконец-то взмывают к облакам.

 

Иллюстрация на обложке статьи: Jungho Lee

Анастасия Сопикова