Распространено заблуждение, будто Дед Мороз активен только в Новогодние дни. Якобы праздничный даритель пробуждается от летней спячки с посохом в руке где-то в Архангельске, кристаллизуется с мешком шоколадок из озерного тумана Великого Устюга, выныривает в валенках из проруби в Лапландии – в ответ на громогласные требования и мольбы, которыми люди наполняют сознание и окружающую среду вокруг себя.
Говорят, под Новый год, с древних языческих времен и по сей день, после героического возникновения из ниоткуда, новогодний Дед теряет сказочно-мифические свойства, становится как никто живым и настоящим, со снежинками в бороде, в синем войлочном пальто до пят, обшитом для большего ощущения праздника мишурой. Он хватает под мышку двух снеговиков, внучку-Снегурку, белого медведя и как заправская сфера услуг или лучшая в мире скорая помощь мчится на помощь людям. Устремляется спасать население земли от темного времени года, вытаскивать из уныния и тоски, летит на санях, приводимых в движение упряжкой оленей – исполнять желания, дарить подарки, доставлять по адресам многочисленные «дай», «хочу», «три заветные», «одно сокровенное и еще микроволновка в придачу».
На самом-то деле, конечно, все немного иначе. Мифический Дед Мороз, чей прообраз в славянских сказках выступал под прозвищами Студенец и Трескунец, сопровождает каждого из нас ежедневно. Сказочный хозяин стужи, эдакий бессловесный помощник, круглосуточно присутствует в жизни каждого, обязанный исполнять желания, потакать капризам. Дед Мороз всегда где-то рядом, рассеян по нашей жизни в виде заблуждения и всегда здесь: в наших беседах, в телефонных разговорах, в письмах и смс.
Как часто, разговаривая друг с другом, мы подразумеваем под собеседником кого-то другого. Вымышленное существо, наделенное по отношению к нам обязанностями и обязательствами. Совсем нередко, беседуя с мамой, бабушкой, братом, лучшей подругой или котом, мы на самом деле ведем односторонний монолог с заполярным Дедом из сказки, ожидая безусловной готовности потакать нашим желаниям, выполнять требования, помогать или хотя бы жалеть. В письмах, телефонных разговорах, при общении лицом к лицу (хоть такая форма коммуникации в последнее время и упраздняется, на глазах заменяясь виртуальными аналогами) мы предполагаем в качестве адресата универсального Деда-дарителя с посохом, увенчанным кристаллом льда. От которого непременно ожидаем помощи, поддержки, совета, участия, сострадания. Сказочных действий, направленных на улучшение нашего драгоценного настроения, самочувствия, существования. И мы пишем-пишем ежедневные письма Деду Морозу. Ширится перечень ожидаемых подарков, увеличивается количество пунктов одностороннего договора.
В какой-нибудь произвольный день года любому из нас не помешает для разнообразия самому немного побыть Дедом Морозом. Для начала этого удивительного приключения достаточно сделать над собой некоторое усилие, и хотя бы выслушать собеседника. Попытаться понять, что имеется в виду, что на самом деле кроется за словами. Всем, кто сумеет справиться с этой непростой задачей, можно пойти и дальше – приложив усилие воли, с использованием ума и смекалки угадать, чего же недостает близкому человеку, в чем он нуждается, о каком подарке мечтает, что таит в своем сокровенном виш-листе. И потом уж как-нибудь найти способ помочь. Говорят, даже попытка хоть ненадолго стать Дедом дарителем, умеющим слушать, исполняющим мечты, наделяет каждого доселе невиданной силой, позволяет отделиться от тьмы, вырваться из проруби небытия, стать живым и настоящим. Статус Деда Мороза придает бодрости духа и уверенности в себе, делает каждого чуть-чуть мифическим, а подчас и сказочно-всемогущим. И открываются двери. И находятся пути. Сами собой материализуются средства делать подарки, помогать или хотя бы поддерживать. Попробуйте: один день в году, на праздники, каждый день.
Иллюстрация на обложке статьи: Laszlo Kovacs