Вот уже пару лет российский книгоиздательский бизнес переживает нашествие книг, написанных медийными персонажами — будь то звезды шоу-бизнеса, спорта или политики. В мировом контексте феномен книг знаменитостей не нов, и профессионалы книготорговли обсуждают сегодня уже не причины возникновения, качества и успеха подобного книжного продукта, а тенденции ценообразования в этом секторе.
Недавно в частной беседе крупный российский издатель сказал о «голоде по неисписанным звездам». Эта ситуация свидетельствует об общей скудости российского шоу-бизнеса как в плане человеческих ресурсов (ну мало у нас звезд на страну, все одни и те же персонажи в субботнем вечернем телеэфире по всем каналам), так и (что важнее) в плане отсутствия профессиональной и эффективно работающей фабрики звезд. И все же книги знаменитостей продолжают выходить, а телефоны менеджеров по проектам — специальных людей, которые есть в штате практически у каждого крупного российского издательства,— разрываются от звонков продюсеров звезд, звездочек и прочих популярных персонажей. По своему опыту могу сказать, что азарт издателей при объявлении нового лота в виде текста из области celebrity book значительно превышает интерес к произведениям признанных авторов современной прозы.
Расширение сектора книг знаменитостей не перестает радовать специалистов — ведь рост рынка свидетельствует о профессиональном росте медийного рынка и бизнеса паблисити. Вопрос: что движет самими звездами, когда они решают произвести литературный труд и выпустить на рынок собственную книгу?
Причина первая. Деньги: «Хочу заработать».
Издательский энтузиазм получает непосредственное отражение в денежном эквиваленте: гонорары медийных персонажей на порядок превышают авторские гонорары профессиональных литераторов (за исключением, разве что, авторов первой десятки). Гонорар за книгу не может сравниться с другими статьями дохода знаменитостей: лучший аванс едва ли превысит гонорар за два шоу гастрольного турне фигуриста или поп-певца, но знаменитостью часто руководит желание получить дополнительный доход. При этом надо понимать, что кроме прямого дохода — аванса и процентов с продаж, автор-«звезда» получает за счет издания книги доступ к косвенным, потенциальным, доходам. Рекламодатели на порядок повышают гонорары медийным персонажам, чей рейтинг идет вверх или стабильно держится на высоком уровне, а выход книги — немаловажный факт в наполнении информативного поля бренда.
Причина вторая. Пиар, создание бренда: «Хочу максимально заполнить собой рынок».
Да, возможно, регулярное появление на страницах «Комсомолки» и глянцевых журналов — наиболее эффективный способ продвижения персонажа шоу-бизнеса, спортивной или светской тусовки в массовую аудиторию, самый очевидный ход для повышения статуса имени «звезды» из имени собственного в бренд. Но нельзя не признать, что наравне с прессой, ТВ и товарами массового (чипсы, сухарики, средства для борьбы с насекомыми) или элитного (духи, белье) — потребления, книга стала одним из основных элементов создания комплексного имиджа «звезды». Своей популярностью Ксения Собчак обязана прежде всего телевидению, но поддержанию постоянно высокого рейтинга и заполнения рынка брендом «Ксения Собчак» ее книги способствовали в гораздо большей степени, чем, похоже, провальный проект производства духов «Замуж за миллионера».
Причина третья. Престиж, звездная социализация: «N или K уже написали книгу, а я нет?».
В одном из недавних выпусков «Комеди клаб» один из экс-кавээнщиков обратился к певице Алене Свиридовой — мол, не пора ли всем неписателям, внезапно открывшим в себе литературный талант, перестать писать, а заняться своим прямым делом: записывать альбомы, кататься на льду, вести телепередачи, управлять ресторанным бизнесом и заниматься законотворчеством? На это исполнительница композиции «Розовый фламинго» с гордостью возразила (не поручусь, к сожалению, за точность цитирования): «А почему вы ко мне обращаетесь, я тоже теперь писательница!». (Книга «Чемоданное настроение» певицы действительно недавно была выпущена издательством «Эксмо».) Стоит ли упоминать, что каждый Гарик из команды «Комеди» уже стал автором своего бестселлера. Кстати, такая цепная реакция активно используется издателями в качестве аргумента для убеждения «автора» — нам уже звонила певица В. или присылал текст фигурист Я., так что не раздумывайте долго, мы без материала не останемся!
Причина четвертая. Литературные амбиции и информационный повод: «Мне есть что сказать читателям»; «Я человек многогранного таланта».
Как агентам, нам, конечно же, интереснее всего работать с такими проектами, авторы которых руководствуются при издании книги в основном этой причиной. При этом истинные мотивы знаменитостей могут быть самыми разными.
Для известных политиков или околоолигархических персон, участников крупного бизнеса книга — это возможность высказаться в выбранном ими ключе.
Беллетризованная и даже условно беллетризованная форма дает определенную свободу и, в любом случае, открывает пространство для «других возможностей». О широте подхода при выборе рамок художественного допущения можно судить, если сравнить, например, книги лондонского романиста Юлия Дубова и обаятельного политического деятеля Ирины Хакамады.
Для поп-звезд книга часто возможность дорого (смотри также причину номер один) продать свою личную историю, вывести собственную жизнь за рамки желтой прессы, отвечая при этом потребностям читателям таковой. Книга становится мощным инструментом «разборок» — с ее помощью можно как минимум «пройтись» по соперникам в личной, профессиональной жизни, да и по цеху в целом. На ум приходят книги Валерии, юного рок-поп исполнителя Ромы-Зверя или скандально известная книга Татьяны Егоровой о том, чье тело было ближе к телу кумира советского кино Андрея Миронова.
Отдельно стоит отметить книги узкоизвестных персонажей, которые позволили им стать известными по-настоящему широко. Набивший оскомину пример — Сергей Минаев. Если художественный уровень текста достаточно высок, то такие книги действительно могут обеспечить приток свежей крови вновь обращенных читателей: сегодня «манагер» покупает «Одиночество-12», завтра — «Одиночество-13», послезавтра — новую книгу Пелевина, а в следующий раз, глядишь, и новый роман Андрея Тургенева.
Мне кажется, что в этой категории есть ряд персонажей, которые не только имеют что сказать, но и понимают как. Хочется верить, что некоторые представители шоу-бизнеса не выпустили на рынок свои книги именно потому, что они не готовы пользоваться услугами афроамериканских призраков. Вот Мадонна написала книгу сказок — а Ваня Ургант нет. Но у него еще есть время. Потому что, похоже, эра автобиографий-бестселлеров прошла. Пришла пора авторов эпохи Возрождения?