Премия Гоголя, которая традиционно вручается Союзом писателей Санкт-Петербурга на Книжном салоне, в этом году присуждалась по трем номинациям: «Шинель», «Вий» и «Портрет».
Лучшим произведением в жанре фантастики был назван роман Юрия Арабова «Столкновение с бабочкой». За небывалую по масштабам фантасмагорию на границе между вымыслом и реальными фактами автора награждал Павел Крусанов.
Номинация «Портрет» вручалась за произведение нон-фикшн. Лауреата объявлял писатель Евгений Водолазкин. Приз достался Валерию Попову за книгу «Зощенко», недавно вышедшую в серии «ЖЗЛ» издательства «Молодая гвардия».
Приз в номинации «Шинель» за лучшее прозаическое произведение получил Даниэль Орлов за роман «Саша слышит самолеты» — историю одной большой семьи, где роли мужей и жен, братьев и сестер, любящих и ненавидящих так же нестабильны, как мозаичные картинки калейдоскопа. Бронзовую статуэтку Гоголя, денежный сертификат и памятный диплом победителю вручил литературовед Борис Аверин.
Измеряется ли в премиях читательская любовь, «Прочтение» узнало у Даниэля Орлова.
Вручение Премии Гоголя — это, по-вашему, признание коллег или публики?
— Премия имени Гоголя — премия профессиональная. Она учреждена Санкт-Петербургским союзом писателей в 2003 году и сейчас считается международной, то есть к рассмотрению принимаются книги на русском языке не только российских, но и зарубежных авторов. Экспертный совет премии состоит из действующих литераторов, признанных внутри писательского сообщества Санкт-Петербурга. Как и везде, самое главное для автора — чтобы его книга была замечена экспертами, и именно по этой причине состав экспертного совета держится в тайне. Иначе авторы попытаются повлиять на мнение экспертов, что нежелательно. Вообще, Премия Гоголя — это профессиональная премия, вручаемая перед непрофессиональной аудиторией. Этот оксюморон мне самому непонятен. Если бы тиражи книг авторов были бы такими, чтобы всякий пришедший на площадь хотя бы слышал названия номинированных произведений, это было бы, на мой взгляд, оправданным. Впрочем, не исключено, что в будущем формат финала премии поменяется. По крайней мере, такие разговоры я слышал.
В чем проявляется признание читателей?
— Признание читателей? Это что-то из метафизической области. Хотя постойте: пару недель назад, в воскресенье, я сидел в пивной на Австрийской площади и делал наброски для новой повести, и когда мне принесли счет, оказалось, что кошелек я забыл дома. Я предложил оставить в залог ноутбук и сбегать за деньгами, на что официант мне ответил, мол, вы можете заплатить в другой раз: «Мы же вас знаем, вы писатель, книжку нам свою дарили». Если читательское признание выражается таким образом, писательство — выгодное дело.
А вообще, меня откровенно радует, что роман «Саша слышит самолеты» доступен на пиратских сайтах и его свободно скачивают. Это безотносительно разговоров об авторских правах и о том, как писателю заработать на хлеб насущный.
Какую роль в обществе и литературе играет Союз писателей?
— В обществе, слава небесам, Союз писателей никакой роли не играет. Как только он начнет играть какую-то заметную роль, его надо будет разгонять. Задача писателя — писать, а задача союза — способствовать этому, создавая хорошие условия для своих членов, защищая профессиональные интересы. Это скорее трейд-юнион, нежели собрание единомышленников. Другой вопрос, какую роль играет литература в жизни общества и какую должна играть. Навязать что-либо невозможно, но можно создать условия, при которых литература вновь приобретет значимость. А это уже не задача творческих союзов, а задача государства в рамках политики культурной безопасности страны, ее национальной идентичности.
Фотография Евгения Жукова