Нет героя в своем отечестве. Видимо, так рассуждали продюсер Тимур Бекмамбетов и режиссеры Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, приступая к съемкам «Черной молнии». Действительно, картине суждено попасть в историю российского кинематографа как первому отечественному фильму о супергерое, если, конечно, не принимать в расчет «Илью Муромца». Однако лишь этим амбициозные планы Бекмабетова и Ко. не ограничивались. Истинная их суть вскрылась уже накануне премьеры, когда аналитическая службой Тимура Бекмамбетова обнародовала результаты опроса, проведенного совместно с Фондом «Общественной мнение».
Целью исследования ставилось выяснить у россиян, кто является для них «настоящим героем» среди персонажей книг и фильмов. Результаты получись вполне предсказуемыми. Первое место среди образцов для подражания занял Штирлиц, получивший поддержку 26% всех опрошенных. Впрочем, это лишь часть общей картины. У разных возрастов герои оказались разные. Молодежь, например, чаще прочих называла Илью Муромца (19%), а люди пожилые — Алексея Мересьева (39%). Вывод исследователей был неутешителен: на сегодня в стране нет таких фигур, которые являлись бы «настоящими героями» для всех россиян.
Нет, так будет! Ведь недаром же, не из чистого любопытства затеял Бекмамбетов это исследование! У него есть решение существующего затруднения! Во всяком случае, он сам так говорит. Настоящим героем для жителей России любых возрастов должен стать Дима Майков, простой московский студент из небогатой семьи, которому в силу обстоятельств выпало стать первым российским суперменом. Именно о нем рассказывает «Черная молния»,
По сюжету фильма отец дарит Диме на день рождения старую, облезлую «Волгу». Парень поначалу не приходит в восторг, но очень скоро обнаруживает, что неказистая с виду машина умеет летать. Выяснилось, что автомобиль вышел из секретной советской лаборатории, где на него установили так называемый «нанокатализатор», во много раз увеличивающий мощность двигателя. Благодаря фантастической «Волге», с легкостью облетающей московский пробки, Дима получает возможность заработать достаточно денег, чтобы одеться по моде, купить крутой мобильник, сводить девушку в дорогой ресторан. Однако трагическое происшествие в семье юноши заставляет его пересмотреть жизненные ориентиры и вступить на путь борьбы со злом. Главным противником нового героя, которого москвичи окрестили «Черной молнией», стал алчный бизнесмен, желающий всеми средствами заполучить нанокатализатор. Если бы ему это удалось, то вся Москва была бы разрушена.
На главную роль в картине пригласили дебютанта, студента ГИТИСа Григория Добрыгина. Роль Максима, однокурсника, друга и соперника Димы, исполнил другой молодой актер Иван Жидков, работающий в театре Олега Табакова. В роли Насти, девушки, за внимание которой борются друзья, снялась Екатерина Вилкова, появлявшаяся ранее в «Стилягах» Валерия Тодоровского. Очевидно, для того, чтобы Дима полюбился всем россиянам без исключений, надо, как минимум, чтобы фильм увидели самые разные люди, а не только молодежь, которая обычно заполняет кинозалы. Приманкой для людей старшего поколения выступили мэтры отечественного кино и театра Сергей Гармаш, Михаил Ефремов, Валерий Золотухин, Екатерина Васильева и Юозас Будрайтис, которых тоже пригласили сниматься в фильме.
И как же создатели «Черной молнии» справились с задачей, на которую замахнулись? С одной стороны, Диме действительно легко сопереживать и, главное, легко подражать. Ведь у него нет никаких уникальных способностей, как у американских супергероев. Вся его особость сосредоточена в необычайном автомобиле, который вовсе не роскошь, а лишь средство передвижения. Сам Дима остается обычным парнем, который не может и не хочет проходить мимо творящегося беззакония.
Но, с другой стороны, благостный замысел фильма портят несколько моментов. Во-первых, у авторов не получилось создать по-настоящему российского героя. Старшее поколение, скорее всего, не заметит подвоха, но вот юные зрители сразу увидят в «Черной молнии» прямые заимствования из голливудских блокбастеров «Человек-паук» и «Железный человек». Параллели можно подметить даже в мелочах. Питер Паркер, супергерой из «Человека-паука», на первых порах использовал свою «паучью» силу, чтобы разносить пиццу. Дима Майков на чудо-«Волге» по воздуху доставляет цветы. Во-вторых, в фильме уж слишком много скрытой рекламы, которая, похоже, становится фирменным стилем Бекмамбетова. Сразу чувствуется его рекламное прошлое. Согласитесь, негоже как-то, преследуя благородную цель подарить людям нового героя, одновременно продавать им автомобили, мобильные телефоны, макароны, водку и услуги интернет-провайдеров.
Наконец, в-третьих, не идет картине на пользу и постоянное заигрывание с властью. Чего стоит хотя бы ремарка, что такая же черная «Волга» есть у Путина? Про нанотехнологии, ставшие центральным элементом сюжета, даже говорить не хочется. Впрочем, здесь Бекмамбетов слегка прокололся. Стремясь угодить «питерским», «Черная молния» вряд ли понравится «московским». Столица в картине выглядит средоточьем всяческих проблем. И преступность там растет, и пробки сплошные, и даже сосульки с крыш московские власти сбивать не желают.