Нынче телесериалы достигли того уровня совершенства, что ни содержательностью, ни техническим исполнением не уступают большому кино, а часто и превосходят его в этом плане. Поэтому, если раньше сравнение кинофильма с сериалом, могли лишь оскорбить авторов первого, то сейчас подобные аналогии зачастую стоит воспринимать как комплимент. Новый фильм Кэтрин Бигелоу как раз можно сравнить с остросюжетным телесериалом, сжатым до двух часов экранного времени и демонстрирующим нелегкие будни команды саперов в оккупированном коалиционными войсками Багдаде.
Премьера «Повелителя бури» состоялась на Венецианском кинофестивале в 2008 году. Фильм основан на личных наблюдениях американского журналиста Марка Боула, в свое время освещавшего деяткльность американских войск в Ираке. Боул сам написал сценарий будущей картины, главные роли в которой исполнили Джереми Реннер, Энтони Мэки и Брайан Герати. В ролях второго плана снялись Кристиан Камарго, Дэвид Морс, а также голливудские звезды Гай Пирс и Рэйф Файнс. Оригинальное название картины («The Hurt Locker») может быть буквально переведено на русский язык как «ящик боли». Подобными «ящиками» в фильме представлены самодельные фугасы и мины, в обилии раскладываемые иракскими умельцами на пути американских военных конвоев. Российский же вариант заглавия, очевидно, намекает на «Бурю в пустыне», название военной операции по свержению режима Саддама Хусейна.
Как в любом сериале, в «Повелителе бури» наличествуют несколько главных героев, каждый из которых обладает четко выраженным характером. В данном случае таких персонажей трое — задиристый балагур сержант Уильям Джеймс (Реннер), ответственный и дисциплинированный сержант Ти-Джей Санборн (Мэки) и типичный невротик специалист Оуэн Элдридж (Герати). Кроме того в действии участвуют несколько персонажей второго плана — войсковой психиатр полковник Джон Кэмбридж (Камарго), бравый вояка полковник Рид (Морс) и иракский мальчишка, зовущий себе Бэкхемом и приторговывающий пиратскими DVD. Звездам (Пирсу и Файнсу) достаются эффектные эпизоды.
Сквозного сюжета в «Повелителе бури» по сути нет. Вместе с главными героями зритель будет перемещаться от одной взрывоопасной ситуации к другой. Патрульные заметили торчащие из земли провода. Обнаружился бесхозный автомобиль, припаркованный в неположенном месте. В «зеленой зоне» Багдада взорвалась цистерна с топливом. На пропускном пункте объявился самоубийца с бомбой на теле. Разумеется, события фильма не сводятся только к обезвреживанию очередного боеприпаса. У каждого из центральных персонажей есть свой психологический бэкграунд. Элдридж тяжело переживает гибель сослуживца и часто говорит об этом с доктором Кэмбриджем. Тот советует своему пациенту не зацикливаться на плохом и не считать службу в Ираке худшим временем своей жизни. В конце концов, война тоже может быть увлекательной. У сержанта Джеймса на родине осталась жена, с которой он вроде бы как в разводе, и маленький сын. Им он звонит в самые тяжелые минуты своей армейской службы. У Санборна на гражданке тоже есть подружка, которая говорит лишь о том, как хорошо было бы им с Ти-Джеем завести ребенка. Однако парень пока не созрел для принятия такого ответственного решения.
Кэтрин Бигелоу можно вменить в вину некоторую социально-политическую несознательность. Она определенно не ставила себе цели снимать антивоенный манифест. Попадаются, конечно, в фильме красноречивые эпизоды, например, когда полковник Рид отказывается транспортировать раненого иракца в госпиталь или как мальчишки бросают камни в американский броневик. Тем не менее, «Повелитель бури» — это стопроцентный триллер о жизни военных. Режиссер не стремится вынести приговор хищническому американскому империализму, вторгшемуся в чужую страну и разрушающему жизни ни в чем не повинных мирных жителей. У Бигелоу в картине просто идет война, а кто ее начал и почему не заканчивает — дело десятое.