- Великобритания, 2007
- Режиссер — Дэнни Бойл
- В главных ролях — Силлиан Мерфи, Мишель Йео, Хироюки Санада
- 107 минут
Если ночь бесконечна, то нам нужен свет
Новый фильм автора культовой картины «На игле» Дэнни Бойла напоминает не только о вынесенных в заголовок словах Телониуса Монка, но и о таких связанных с именем режиссера проектах, как «Чужой 4» и «Пляж». Почему «Чужой» и в частности именно четвертая часть, от съемок которой Бойл отказался в последний момент — станет понятно по мере прочтения рецензии, — а вот на экранизации романа Алекса Гарленда «Пляж» придется остановиться уже сейчас. Фильм этот стал своего рода переходным для постановщика. С одной стороны, ничего хорошего не принес: заслуженно считается малоудачным, именно после него многие критики объявили Бойла разочарованием, перед началом работы он поссорился с не взятым в «Пляж» своим постоянным актером Юэном Макгрегором, потом возник конфликт с давним сотрудником сценаристом Джоном Ходжем, в общем, малоприятные воспоминания. Однако Бойл, как и положено талантливому человеку, воспользовался ситуацией наилучшим образом. Лишившись давления со стороны охотящихся за конъюнктурными фестивальными однодневками критиков, режиссер смог спокойно снимать оригинальные и изобретательные парафразы на темы популярных жанров, вроде фильмов ужасов («28 дней спустя») и рождественских сказок («Миллионы»). Фильм «28 дней спустя» позволил Бойлу открыть новую звезду Силлиана Мерфи, а сотрудничество с писателем Гарлендом уже «напрямую» как со сценаристом оказалось более чем успешным, судя по тем же «28 дням».
В «Пекле» они снова вместе — режиссер Бойл, сценарист Гарленд и актер Мерфи. На сей раз творческой переработке подвергается научная фантастика, «космическая опера» с элементами фильма катастроф и клаустрофобного триллера. Действие фильма происходит в отдаленном будущем, в котором Земле угрожает серьезная опасность — затухающее Солнце не в силах давать необходимые свет и энергию. Отряд астронавтов отправляется к умирающей звезде, чтобы при помощи сверхмощного взрыва «реанимировать» источник тепла и света. Все рассчитано, экспедиция обречена на успех… Вот только загадочное исчезновение предыдущей экспедиции тревожит героев. Да и их путешествие начинает обрастать самыми серьезными проблемами. Дальше сюжет не стану разглашать, только добавлю, что сюжетных поворотов будет достаточно.
Амбиции авторов очевидны. Наполнить сюжетные схемы высокобюджетных пустышек вроде «Армагеддона» смыслом, не жертвуя зрелищностью. Создать в зале напряжение, не уступающее тому, какого добивались создатели того самого «Чужого». И таким образом сделать не просто эффектное кино, но и умный пример кинофантастики, соперничающий с возвышающимся над всеми образцами жанра шедевром Кубрика «2001: Космическая одиссея».
В профессиональном смысле все выполнено с блеском. Неспешное вначале действие постепенно раскручивается, приобретает необходимую динамику и внимания не отпускает. Спецэффекты поданы именно так, как и следует в подобном проекте, то есть без выпячивания, а как неотъемлемая часть визуального ряда фильма. Музыка давних соратников Бойла композитора Джона Мерфи и электронной группы «Underworld» представляет собой один из самых интересных саундтреков 2007 года. Актеры, возможно, ничего сверхъестественного не совершают, однако работу выполняют достойно. Пожалуй, как раз Силлиан Мерфи в роли физика смотрится наименее убедительно, а вот коллеги, в первую очередь звезды азиатского кино Мишель Йео и Хироюки Санада, играют очень неплохо. Если же вернуться к фильмам, на соревнование с которыми «Пекло» претендует, то, разумеется, фильм Бойла гораздо серьезнее и интереснее, чем тот же «Армагеддон». По мастерству нагнетания напряжения в замкнутом пространстве «Пекло» в XXI веке себе вообще равных пока не знает. Да и у «Чужого» (особенно у третьей и той самой четвертой частей) во многом выигрывает. Финальная треть «Пекла», non-stop action, в этом смысле особенно впечатляет. Хотя эта же треть, как ни странно, именно за счет мастерского исполнения играет против фильма. Дело в том, что внешняя эффектность здесь заставляет позабыть о важных проблемах, затронутых авторами, и возвращает фильм на уровень высокопрофессионально выполненного, но всего лишь развлекательного зрелища.
А ведь серьезные темы в «Пекле» есть, иначе как бы ему претендовать на конкуренцию с Кубриком. Многие отмечают связь фильмов Бойла с книгами Томаса Пинчона. Вот и в «Пекле» находит отражение одна из тем романа «На день погребения моего». Попытка понять, когда свет (в прямом и переносном смысле) перестает быть положительным явлением, несущим тепло, ясность и знания, а становится опасным, ослепляющим убийцей. И что заставляет людей, даже зная об опасности, продолжать тянуться к свету, подобно обреченным мотылькам. Хотя здесь надо бы отвлечься от переклички «Пекла» с великим американцем и вспомнить, что предыдущий проект дуэта Бойл-Гарленд, «28 дней спустя», обвиняли чуть ли не в человеконенавистничестве, уж очень малоприятными там выглядели представители рода человеческого. В «Пекле» авторы несколько смягчились. Нет, слепой любовью с себе подобным они не воспылали, все неприглядные черты homo sapiens?а мы снова наблюдаем, но главенствует все же сочувствие к измученным постоянными невзгодами и собственным несовершенством людям. Поэтому, по мысли создателей фильма, разумнее «играть в Бога», спасая жизни, чем уничтожая их. Напомню: Кубрика тоже полагали мизантропом, во многом благодаря именно пессимистической «Одиссее». Но следует признать, что, несмотря на все старания, Бойл равного кубриковской «Одиссее» все же не создал. Хотя попытка уважения заслуживает.
Наверное, «Пекло» есть за что покритиковать. В первую очередь за не вполне удачное соединение серьезного и развлекательного. Однако желание Бойла сделать новое в заштамповавшемся жанре, его полемика и заявка на соперничество с лучшими достижениями кинофантастики все же заставляют меня назвать «Пекло» удачей. Поэтому, мистер Бойл, как насчет «Чужого 5»?