- Россия, 2007
- Режиссёр Александр Прошкин
- В ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко, Сергей Бехтерев, Дарья Екамасова, Наталья Тетенова
Достойная и несуетная экранизация одной из лучших повестей Валентина Распутина, который в то время, когда ее сочинял, не искал недоброжелателей русского народа среди народов не вполне русских, а пристально всматривался в лицо родины. В этой повести родина-мать, а вернее, родина-жена воплощена в деревенской бабе Настене, которая под конец войны прячет тайно вернувшегося с фронта мужа-дезертира. Не отступается от него, потому что любит. «Нагуливает» от него живот и не боится, что односельчане обвинят ее в измене фронтовику: не дождалась, мол, стерва. Настена у Распутина выдвинута в центр, композиционный и этический, а Прошкин этот авторский выбор даже усугубляет, не слишком интересуясь треволнениями беглеца Андрея и почти всецело сосредотачиваясь на его жертвенной жене. Ее истово играет Дарья Мороз, она несколько лет назад вышла в этой роли на сцену МХТ, а теперь подарила своей театральной героине новое воплощение. Уже в дуэте не с Дмитрием Куличковым, которого вы обязаны были запомнить по роли мента в «Кремне», если не пропустили этот фильм, а с Михаилом Евлановым, которого, в свою очередь, вы обязаны были запомнить по роли младшего брата в «Своих», а по другим ролям помнить его необязательно. Пожалуй, роль дезертира Андрея попадет в число «других», тем более что гримеры и пастижеры не ловко обошлись с Андреевой деревенской шевелюрой и бородой, отчего Евланов не по своей вине выглядит лесовиком из утренника. Все гораздо удачнее сложилось здесь для Сергея Маковецкого: он впервые перешел на роль деда, и вышло это для фильма здорово, а для актера, надеюсь, безболезненно.
В общем, советское кино произвело когда-то целых два достойных фильма по Распутину: «Прощание» и «Уроки французского». «Живи и помни» третьим будет.