Волкодав

Волкодав

  • Россия, 2006
  • Режиссер: Николай Лебедев
  • В ролях: Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Анатолий Белый, Юозас Будрайтис, Александр Домогаров
  • 136 мин.

Не то? То, еще как то!

«Голова несчастной служанки отыскалась чуть позже. „Призраки“ доставили ее назад в разметанный лагерь и показали кому-то, кто хорошо знал в лицо дочку галирадского кнеса. „Не та!“ — зло рявкнул этот кто-то. Отрубленная голова полетела в костер, а разбойники, бранясь, полезли на холм».

Жестоко, правда? Однако именно этот эпизод романа «Волкодав» назойливо всплывал в моей памяти во время просмотра фильма, создатели коего как-то (к счастью ли, к несчастью ли — Перун ведает) без этого эпизода обошлись. Возможно, зло рявкнуть «Не то!» меня останавливало опасение, что другие зрители, побросав недоеденный попкорн, «бранясь, полезут на холм», благо что холмов, доложу вам, на экране было предостаточно (красивая все-таки страна Хорватия, где проходили съемки). Понятно, что «Волкодав» — книга, если и культовая, то не настолько, чтобы ее вольная перелицовка в кино («по мотивам») чем-то угрожала режиссеру и сценаристу. Вот если бы Питер Джексон «экранизировал» трилогию Толкиена точно так же, как Николай Лебедев — «Волкодава», самый отъявленный скептик заподозрил бы в этом происки Мордора.

Но даже если зло рявкнуть: «Далась она нам, эта книга! Кто в наше время читает книги — редакторы, корректоры, литературоведы и литературные критики», это отнюдь не отвратит зрителя от того, чтобы «бранясь, полезть на холм», вернее — на антресоль с залежами фильмов на VHS и DVD.

Рынок есть рынок, монополию на любой товар он не терпит. Экономика должна быть экономной. Ведь как был бы хорош, вероятно, отечественный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», не будь «Шрека». Точно так же и с «Волкодавом» — как бы нам крепко-накрепко позабыть, что мы уже смотрели «Властелина колец» и прочее остальное… Не то? То, еще как то!

Помните у Питера Джексона герои бегут в Мории по каменным лестницам и мостам, разрушающимся под их ногами в самый неподходящий момент? Эффектно, что и говорить. Только не пытайтесь вспомнить этот эпизод у Толкиена, кино искусство визуальное, у него свои законы. Казалось бы, в книге Волкодав пробирается в замок Людоеда через тайный водосток, с большим трудом, рискуя застрять и задохнуться… Вот он, материальчик! Но ничего подобного — в фильме герой проникает в логово врага, просто перемахивая через стену. Чтобы потом пошастать по подвесным мостам, подозрительно напоминающих мостки орковской фабрики Сарумана, а потом и побегать по ним, уже пылающим и точно так же совсем некстати обрушивающимся. Эх, не удивили.

А как по-назгульски страшен, по-назгульски хорош черный конь Жадобы, архизлодея в маске-черепе, одновременно напоминающей маску-шлем и самого Саурона и маску-шлем лорда Дарт Вейдера, зловещего человека-машины «Звездных войн». Чтобы вы — мало ли — не обманулись в догадках, голос у Жадобы сделан узнаваемым. Прямо как у… Энакина Дарт Вейдера. И руку ему отрубают (это не палец, конечно, но ведь и без кольца обошлось) так по-толкиеновски, вернее так по-джексоновски. Саурон жив, как тот Кинг Конг. Вот ведь какая бестия!

Черные дела (в данном случае — уничтожение Жадобой и Людоедом рода Волкодава) делаются под черным знаменем. Зря что ли сняли столько фильмов про пиратов?! Однако, чтобы вы не подумали, что это «Пираты Карибского моря-3», а наше родное самостийное героическое фэнтези, череп с пиратского знамени перешел на голову изверга Жадобы, а кости — в руки, для камланий. Но вот незадача, природа не терпит пустоты — вместо черепа осталась на черном знамени белая клякса, призванная изобразить морду волка, но больше напоминающая Пламенеющее Око Саурона. А куда деваться? Впрочем, в кинотрилогии «Властелин колец» черное знамя (с белым древом) — знамя Гондора, под ним сражается Арагорн, но там дух покойного профессора режиссеру спать не давал.

Ключ от небесных врат (замечу, что сам факт его существования будет для любого, кто читал книгу, неожиданностью) вначале напомнил мне один из камней-стихий фильма Люка Бессона «Пятый элемент», и, как потом неожиданно оказалось, тоже неслучайно. Стоило только вставить предателю Лучезару этот ключ в специальное отверстие, как из скалы оформилось что-то такое округлое и большое, черное и злое, пылающее изнутри… Узнаваемое, опять узнаваемое. Вот именно, то самое пленетоидное абсолютное Зло из «Пятого элемента».

То, что оно было зарублено светящимся мечом джедая… т. е. Волкодава почти оригинально (чуть не сказал — самобытно), хотя были уже в мировом (американском) кинематографе Чужой и Хищник в одном флаконе (Alien vs Predator, «Чужой против Хищника» режиссера Пола Андерсена), поэтому ожидать теперь можно чего угодно. А вот то, что этим же мечом будет зарублен (вернее — проткнут) лорд Дарт Вейдер… т. е. Жадоба, уже почти предсказуемо и потому останется без комментария. Традиция? Полагаю, что если покопаться на антресоли, можно найти и не такое.

Как же так, почему же «один из самых высокобюджетных российских фильмов» (как гипнотизирует нас шестимиллионная реклама), первый наш национальный (чуть ли не славянский) героический фильм, на поверку оказывается заурядным боевиком «по мотивам», ориентированным на заморские стандарты?

Так ведь и это традиция, правда — иного рода, но зато наша — российская. Вспомните, ведь один из первых высокобюджетных российских фильмов, «Сибирский цирюльник», «фильм о русской жизни», тоже на поверку оказался мало того, что фильмом нерусским, так ведь даже — по сути дела — не европейским, а — американским. То есть, опять не тем, что мы ожидали.

Так не будем ничего больше ждать. «Волкодав» как «Волкодав». Первый блин — комом. Но не надо удручаться, ведь если не считать его блином, то все нормально: хинкали как хинкали. Ну и что, что в московском «Макдональдсе»! Зато с фирменным «славянским» соусом и игрушкой в виде пластмассового Нелетучего Мыша, сжимающего в лапках интерактивное меню.

Валерий Паршин